Ростелеком открыл свою сервисно-поисковую платформу Спутник для бета-тестирования. На мой взгляд, запуск Ростелекомом открытого бета-тестирования своего поисковика означает, что большая часть процесса ее разработки завершена и российский сегмент Интернета проиндексирован. Судя по всему, если при публичном тестировании не будет выявлено существенных недостатков, в ближайшие месяцы мы увидим полноценный запуск сервиса.
Что касается долгосрочных перспектив развития сервиса, то я смотрю на них положительно. В частности, общий объем инвестиций в проект до текущего момента я оцениваю примерно в $25-30 млн. На мой взгляд, эти инвестиции вполне достаточны для разработки качественного продукта такого рода. Для сравнения: в разработку своих продуктов и покупку активов в 2013 году Яндекс вложил около $140 млн.
Тем не менее, на мой взгляд, важным является не столько качество сервиса, сколько возможность его продвижения на поисковом рынке. Предполагается, что поисковик будут продвигать на государственном уровне путем установки по умолчанию в госкомпаниях и органах власти. В России в госсекторе трудится примерно 4 млн граждан. Также нельзя забывать о том, что после выделения мобильных активов Ростелеком решил сконцентрироваться на развитии сегмента ШПД. По состоянию на 4-й квартал 2013 года общее количество ШПД-пользователей Ростелекома составляло 10,6 млн, увеличившись на 8% г/г. Есть все основания предполагать, что подобные темпы роста сохранятся до 2018 года. Расширение абонентской базы также предоставляет возможность распространения сервиса, в том числе посредством принудительной установки соответствующей стартовой страницы в браузере абонентов при подключении или выполнении ремонтных работ.
За последние три месяца по количеству среднесуточных переходов лидировал Яндекс (124 млн), за ним следовали Google (80млн), Search.Mail.ru (19 млн), Rambler (2 млн) и Bing (1,4 млн). Если Ростелеком будет активно использовать все вышеперечисленные средства для привлечения аудитории, то я ожидаю, что Спутнику за полтора-два года удастся потеснить на поисковом рынке Rambler и Bing, подобравшись к Search.Mail.ru
Количество переходов от поисковых систем Рунета в день и соответствующие доли рынка
Источник: Liveinternet.
Тем не менее, несмотря на все вышеперечисленные плюсы, едва ли Ростелекому удастся полноценно монетизировать данный сервис. Проект фактически разрабатывается по госзаказу, поэтому вполне можно заранее предположить, что возможности для размещения контекстной и медийной рекламы в поисковике ограничены. Более того, пока нет уверенности по поводу судьбы сервиса после предполагаемой приватизации Ростелекома в 2014-2016 году. Вряд ли государство даст частной компании эксклюзивное право оказывать поисковые услуги в госсекторе. Возможно, Ростелеком сейчас просто занимается разработкой проекта, который в дальнейшем будет передан непосредственно в собственность государству.
В связи с неопределенностью относительно дальнейшей судьбы проекта на текущий момент новость о создании собственного поисковика я оцениваю как нейтральную для котировок Ростелекома. Цель по обыкновенным акциям оператора я сохраняю на уровне в 130 руб. за бумагу.