Транснефть опубликовала отчетность по МСФО и анализ результатов деятельности компании за 2013 год, сделанный ее менеджментом. Выручка компании в отчетном периоде выросла на 2,4%, а EBITDA повысилась на 8,6%, в то время как чистая прибыль сократилась на 14,3%. Увеличению выручки способствовало повышение объема транспортировки нефти и нефтепродуктов и тарифов на услуги компании. На операционную рентабельность компании негативно повлиял рост расходов на персонал и усиление налоговой нагрузки. Также снижению чистой прибыли способствовали повышение расходов по финансовым статьям и реализация обесценения инвестиций в НМТП на 14 млрд руб.
Несмотря на снижение чистой прибыли по МСФО, компания может увеличить дивидендные выплаты по итогам 2013 года на 5% — до 5,1 млрд руб. Этому способствовал аналогичный рост чистой прибыли по РСБУ. Дело в том, что дивидендная политика Транснефти предполагает выплату в виде дивидендов 10% от чистой прибыли по РСБУ по находящимся в свободном обращении привилегированным акциям. Таким образом, дивиденд может составить 724,2 руб. на преф, что подразумевает текущую дивидендную доходность около 1%. Впрочем, этот уровень приходится признать крайне низким для российского рынка.
Очевидным триггером к росту котировок акций компании послужили бы принятие решения об увеличении коэффициента выплаты дивидендов по РСБУ либо переход на расчет дивидендов исходя из прибыли компании по МСФО. Последнее в несколько раз увеличило бы дивидендную доходность акций в силу того, что прибыль по Транснефти по международным стандартам, как правило, намного выше, чем по российским.
Для сравнения: по итогам 2013 года чистая прибыль компании по МСФО оказалась в 14 раз (!) выше прибыли по РСБУ. Однако ожидать соответствующих изменений в ближайшие годы не приходится, поскольку компания планирует увеличивать капитальные затраты вплоть до 2016-2017 годов. Размер одобренной инвестпрограммы до 2020 года составляет почти 2 трлн руб. Учитывая ее объем, а также заморозку тарифов и низкие темпы роста добычи нефти в России, можно ожидать, что свободный денежный поток Транснефти окажется под давлением и компания вряд ли пойдет на существенное повышение дивидендных выплат акционерам. В этой связи также стоит отметить, что и на приватизацию госпакета обыкновенных акций Транснефти, то есть на другой потенциальный драйвер роста капитализации, в ближайшие годы надеяться не стоит. На сегодня имеет смысл дождаться улучшения конъюнктуры рынка и увеличения инвестиционной привлекательности компании, которое позволило бы реализовать акции по наиболее приемлемой цене.
В процессе приватизации важно, чтобы был реализован крупный пакет, так как это обеспечит большую ликвидность и открытость, а также повысит вероятность должного учета интересов миноритариев. Не менее важно, чтобы дивиденды по обычке Транснефти были на уровне дивидендов по префам. Выплаты по обоим типам акций уже были уравнены по итогам 2012 года, а идея приватизации крупного пакета до 2016 года пользовалась определенной поддержкой на уровне руководства страны. Однако, судя по всему, последнему случиться не суждено. Можно предположить, что дивиденды по привилегированным и обыкновенным акциям Транснефти привели к единому уровню не для повышения инвестиционной привлекательности этих бумаг, а чтобы увеличить доходы государства от дивидендов госкомпаний.
Целевая цена привилегированных акций Транснефти, исходя из расчета целевой цены обыкновенных бумаг по DCF с 50%-м дисконтом, составляет 83 тыс. руб. Рекомендация ― «держать».
Предложат ли привлекательные дивидендные выплаты эмитенты нефтегазового сектора в 2014 году? Вы можете узнать, посетив наш бесплатный вебинар 24 апреля.