Инвесткафе побывало в гостях у ведущего представителя аутсорсингового рынка РФ — компании Intercomp.Павел Ковель, директор по развитию бизнеса в России и СНГ, рассказал о текущем состоянии рынка и его среднесрочных и долгосрочных перспективах.
Инвесткафе: Павел, давайте начнем с того, какие сейчас основные тенденции на рынке аутсорсинга в РФ. Каковы особенности рынка?
Павел Ковель: Добрый день. Для начала необходимо понять, где находится рынок аутсорсинга России сейчас. Для этого нужно провести параллели между темпами развития рынка в России и СНГ и западным практиками Северной Америки, Западной Европы, где, несомненно, темпы по продвижению и развитию рынка намного опережают наши. Если смотреть на отставание, которое присутствует между РФ и другими странами, то оно составляет где-то 15-20 лет. Между тем мы стараемся сократить это отставание, в том числе и благодаря высоким темпам развития.
Вопрос отставания связан не только с ментальностью. Это совокупность факторов, связанных с законодательными ограничениями, в том числе и возможностью использования электронного документооборота. Это и ограничения, наложенные на систему взаиморасчетов с постоянными и временными сотрудниками, это и уровень автоматизации бизнес-процессов. Именно в этих направлениях необходимо работать российским представителям рынка аутсорсинга.
ИК: Назовите, пожалуйста, компании, которые являются основными потребителями аутсорсинговых услуг.
П.К. Основными потребителями рассматриваемых услуг, исходя из нашей 20-летней практики, являются фармсектор, производственный сектор, ритейл и банковский сектор, а также ИТ-компании. Именно они являются основными пользователями услуг. У каждой группы, естественно, присутствует своя специфика. Для ритейл-сектора, например, характерна высокая текучесть персонала. Соответственно, посредством предоставления аутсорсинговых услуг предлагается снижение нагрузки на внутренние HR-службы. Поток входящих кандидатов создает большую нагрузку на внутренний HR. Мы предлагаем специализированное решение — кадровый банк. Сюда в первую очередь заходит кандидат, там с ним проводится собеседование, отсеивается часть претендентов, создается шорт-лист кандидатов. Затем кандидат принимается на работу и сразу может приступить к выполнению своих обязанностей, не тратя времени отдела кадров клиента. Таким образом, компания получает оформленного сотрудника за короткий промежуток времени и возможность сконцентрироваться на вопросах мотивации, обучения, лояльности сотрудников.
Другой пример. В банковской сфере особое внимание уделяется вопросам конфиденциальности, которая реализуется на уровне обработки, передачи, хранения информации. Это обуславливает наличие особых требований к партнеру: как он осуществляет свои функции, обладает ли он необходимыми сертификатами, методологиями и технологиями, в том числе на уровне программ, на уровне физической обработки данных. Все эти требования предъявляются к провайдеру услуг.
ИК: Каким образом предлагаются услуги: клиент ищет аутсорсинговые компании, или, наоборот, аутсорсинговые компании ищут клиентов?
П.К.: Для ответа на этот вопрос необходимо учесть фактор становления, в котором находится рынок аутсорсинга в РФ. Это некое отрочество. У него уже есть определенные формы и особенности, но он еще очень далек от своего пика. И здесь имеет очень большое значение то, насколько рынок аутсорсинговых провайдеров состоит из качественных игроков и насколько высок их уровень компетенции.
Качество и эффективность оказания услуг являются визитной карточкой. Если аутсорсинговые провайдеры будут делать медленно, с ошибками то, что компании делали самостоятельно, больше будет стереотипов, что такие услуги не нужны бизнесу. Чем больше будет высококачественных партнеров, которые делают это лучше, чем внутри компании, тем быстрее у компаний появится понимание того, что аутсорсинг — это действительно качественный и ценный инструмент для повышения эффективности бизнеса и реализации стратегии развития. Поэтому сейчас очень большая работа идет по формированию положительного имиджа аутсорсинга. Донести до клиента понимание инструментов аутсорсинга и понимание того, как это поможет бизнесу, — одна из составляющих нашей миссии. Более того, мы показываем не на словах, а на реальных примерах российских и иностранных компаний, как это работает.
ИК: Насколько сложно работать с бюджетными организациями? Каковы их потребности в аутсорсинге?
П.К.: Мы на рынке работаем пятый год и видим явный положительный эффект. Потребность бюджетных организаций заключается в эффективном использовании бюджетных средств, им нужны актуальность информации для принятия решений по подведомственным учреждениям, профессионализм и быстрота реакции на запросы. Инструмент аутсорсинга уже активно используется в департаменте образования, департаменте культуры Москвы. Также мы видим активный интерес со стороны региональных представителей власти: Нижегородская область, Санкт-Петербург и др. Это вселяет определенные надежды на то, что у направления большие перспективы. Государство активно ищет пути повышения эффективности.
Сложнее ли работать с такими организациями? Нет, не сложнее, однако здесь необходимы иные компетенции и иной формат взаимодействия. Инициатором изменений здесь должен быть государственный орган. Это обусловлено тем, что решения принимаются зачастую на федеральном уровне, а локальный субъект не всегда готов инициировать и тем более принимать решения по таким вопросам, как аутсорсинг тех или иных услуг. Второй момент — это смена поколений: есть старшее поколение, а есть уже новое, молодое, которое ищет новые инструменты для улучшения эффективности бизнеса. Первой группой любые изменения воспринимаются крайне негативно. Поэтому необходимо вести долгую планомерную работу с управляющими органами, доказывая эффективность подхода.
Для сравнения: в Западной Европе практически 70% непрофильных функций бюджетных структур передано на аутсорсинг. В Америке — более 85%. Мы только в начале этого пути.
ИК: Из приведенной вами картины рынка, можно сделать вывод, что у аутсорсинга имеется огромный потенциал в России. Так ли это?
П.К.: Есть несколько драйверов развития. Во-первых, это переход из теневой экономики малого и среднего бизнеса. Этот переход, в свою очередь, вызовет спрос на услуги аутсорсинга.
Во-вторых, крупный и средний бизнес, который ищет пути повышения эффективности через различные инструменты, среди которых общие центры обслуживания, централизация определенных функций. Помощником в достижении этих целей может стать профессиональный партнер, для которого этот бизнес является профильным.
В-третьих, бюджетное направление. Здесь есть серьезный потенциал для повышения эффективности. Природоресурсная база валового продукта РФ рано или поздно закончится, и это не секрет. Поэтому уже сейчас необходимо задумываться о повышении эффективности и управляемости бизнес-процессов, в том числе и в бюджетных организациях.
ИК: Какие аспекты приводят к замедлению развития рынка?
П.К.: Низкое информационное проникновение практики аутсорсинга в регионах, серые схемы ведения учета, неготовность бизнеса к изменениям, низкая автоматизация процессов взаимодействия с государственными органами. Как пример — непроработанная система электронного документооборота, что приводит к дополнительной нагрузке на компании и на налоговые органы, которым приходится работать не с массивами данных, а с «макулатурой».
ИК: Насколько серьезная конкурентная среда на рынке? Насколько тесен рынок, или еще много свободного пространства?
П.К.: Конечно, конкурентная среда присутствует. Ее можно разделить на несколько эшелонов. Первый эшелон — конкуренция на уровне приходящих бухгалтеров или малых компаний, которые оказывают аналогичные услуги малому бизнесу. Также сейчас наблюдается распространение интернет-бухгалтерий, где есть возможность вести учет через интернет-портал. Здесь в первую очередь конкуренция осуществляется на ценовом уровне.
Во-вторых, это крупные компании, которые предоставляют решения, исходя из задач клиента по повышению эффективности и добавленной ценности для бизнеса. В данном случае осуществляется тщательная проработка задач клиента и его потребностей. Все решения и предложения имеют технико-экономическое обоснование. В этом варианте, конечно, цена остается значимой компонентой, но основным критерием становится то, насколько предлагаемое решение будет отвечать потребностям клиента и насколько оно сможет помочь бизнесу. Будущее российского аутсорсинга зависит от того, насколько его представители смогут не только осуществлять расчетные функции, но и помогать бизнесу, делать его эффективным.
Конкуренты есть, но высококлассных среди них не так много. Вход на рынок имеет свои барьеры, наличие которых обусловлено человеческими ресурсами, уровнем автоматизации, наличием различных сертификаций, подтверждающих беспрерывность оказания услуг, качество услуг и наличие методологий по их оказанию.
Цель нашей компании — это работа с компаниями и решениями, которые дают добавленную ценность для бизнеса клиента. Тогда мы исключаем конкуренцию по признаку цены и переводим отношения в партнерскую область.
ИК: За счет чего, в частности, набираются этот опыт и методологии? Идет ли в данном случае взаимодействие с иностранными компаниями, используется ли их опыт?
П.К.: Безусловно, мы взаимодействуем и с иностранными компаниями. Мы принимаем участие в различных конференциях, которые проходят в Западной и Восточной Европе. Мы работаем с одной из крупнейших мировых аутсорсинговых компаний — ADP. Мы проводим регулярные рабочие совещания с компанией, осуществляем мониторинг новых тенденций на западных рынках. Это необходимые действия для компании-лидера рынка.
ИК: Не могли бы вы подвести резюме по рынку аутсорсинга РФ в целом?
П.К.: Россия вступила в ВТО, что подталкивает отечественный бизнес к необходимости повышать эффективность. Это касается именно представителей российского бизнеса, поскольку западные компании уже давно пользуются различными инструментами по повышению эффективности бизнес-процессов.
Сейчас основная цель всего аутсорсингового сообщества в РФ — предложить решения для рынка, которые могут помочь российскому бизнесу повысить его конкурентоспособность и сконцентрироваться на задачах развития. Отдельную роль в этих процессах будет играть интерес бюджетного сектора к рынку аутсорсинга.
Цель нашей компании — оставаться партнером наших клиентов, а не организацией, которая поддерживает учетные функции.
ИК: Павел, еще раз спасибо за уделенное время и интересную беседу.