Одним из самых ярких событий прошлого года, несомненно, стало освобождение после многолетнего заключения экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского. Реальное влияние на инвестклимат страны помилования бывшего в прошлом главой крупнейшей НК Ходорковского оценить адекватно крайне сложно, так как оно скорее лежит в эфемерной плоскости общего «восприятия России инвесторами». Тем не менее, учитывая повышенное внимание к его персоне (а точнее к самому факту его заключения) со стороны инвестсообщества, которое делало из этого конкретного дела далекоидущие выводы об инвестклимате в России, стоит отметить ряд нюансов в стремительно развивавшихся событиях вокруг освобождения Ходорковского. Мне, как аналитику по нефтегазовой отрасли, прежде всего интересны были высказывания Ходорковского о том, что он не намерен заниматься бизнесом и бороться с Роснефтью за бывшие активы ЮКОСа. Президент Роснефти Игорь Сечин в свою очередь заявил, что благодаря тому, что Ходорковский признал свою вину в рамках прошения о помиловании, Роснефть стала «более защищенной».
Согласно ежеквартальной отчетности Роснефти по РСБУ и отчетности компании по МСФО, содержащих информацию о судебных разбирательствах, в которых участвует НК, в прошлом связанные с ЮКОСом компаниии и бывшие его акционеры все еще рассчитывают получить от Роснефти компенсации.
В пользу ЮКОС Капитал в споре с Самаранефтегазом было вынесено решение в окружном суде США на сумму в $186 млн. Дочернее предприятие Роснефти подало апелляционную жалобу, но, согласно последней опубликованной отчетности, ясности по дате проведения слушаний по этому вопросу еще нет. Тем не менее, на прошлой неделе, 9 января Нью-Йоркский суд потребовал от Самаранефтегаза удовлетворить требование по уплате вышеупомянутой суммы. До тех пор дочернему предприятию Роснефти запретили переводить активы акционерам или аффилированным структурам. Согласно отчетности Самаранефтегаза, по итогам 2011 года компания выплатила 82,5% от чистой прибыли в качестве дивидендов на общую сумму 24,78 млрд руб. Вряд ли решение американского суда стоит считать обязывающим, однако одним из важнейших стратегических партнеров Роснефти является американская ExxonMobil, и российская компания не может просто игнорировать вынесенное решение суда.
Есть и другие иски. Компания ЮКОС Капитал продолжает требовать от Роснефти уплату $160 млн. Так, 13-15 мая текущего года в Великобритании должны состояться слушания по ряду предварительных вопросов по этому делу, в числе которых и вопрос о том, имеет ли в принципе ЮКОС Капитал право на взыскание данной суммы. Роснефть также фигурирует среди ответчиков в разбирательстве с ЮКОС Интернешнл, которая требует возмещения убытков в размере до $333 млн плюс проценты и расходы. Слушания по этому разбирательству были назначены на 9 января текущего года в Амстердаме. Также ЮКОС Капитал подала иски против Томскнефти в Париже, Ирландии и Сингапуре, однако ясности по датам или суммам претензий к Роснефти по искам в этих судах пока также нет. Таким образом, общая сумма, которую, возможно, придется выплатить Роснефти по искам, составляет порядка $680 млн. В то же время, согласно заявлениям бывшего CFO ЮКОСА Брюса Мизамора, общая сумма претензий акционеров НК достигает $2,5 млрд.
На мой взгляд, учитывая историю вопроса, суть претензий к компании, а также ее финансовое состояние, текущие и будущие разбирательства Роснефти и дочерних предприятий НК не способны оказать существенное влияние на ее операционную деятельность или помешать реализации ее стратегии развития.
Целевая цена по акциям Роснефти составляет 288 руб., рекомендация — «покупать».