Операционные результаты работы Живого офиса в 1-м квартале 2013 года подтверждают, что компания находится на этапе активного развития. Рост выручки за первые три месяца текущего года составил 45%, в то время как за весь 2012 год компания нарастила выручку на 34,8%.
Такая динамика показателя объясняется расширением ассортимента компании до 11,7 тыс. наименований. Это на 1,7% и на 2% больше, чем по итогам прошлого и позапрошлого годов. Также компания увеличила количество клиентов, теперь их более 10 тыс. Среди наиболее крупных в Санкт-Петербурге следует упомянуть Сбербанк–Северо-Запад, Перекресток–Северо-Запад, Адмиралтейские Верфи. В Москве клиентами Живого офиса стали Кока-кола, Мосэнергосбыт, Гута-страхование. Таким образом, можно ожидать, что доля рынка компании по итогам 2013 года значительно увеличится с 16% в Санкт-Петербурге и 1,5% в Москве по итогам 2012-го. Стоит отметить, что доля лояльных, то есть постоянных клиентов Живого офиса, составляет 90%, и высока вероятность, что и новые клиенты станут постоянными, что обеспечит компании значительный рост выручки.
Больше всего, в 4,5 раза, в 1-м квартале выросли продажи Живого офиса через интернет. По итогам 2012 года доля продаж через интернет составила 24%, а по итогам 1-го квартала — уже 32,7%. Количество клиентов, делающих заказ on-line, также выросло до 71,8% от общего числа клиентов Живого офиса. Таким образом, можно сделать вывод, что основными потребителями продукции остаются малые и средние компании, которые делают заказы в сети, в то время как гиганты в большей степени ориентируются на каталоги или прописанные в договорах условия. Тем не менее, клиентская база Живого офиса диверсифицирована: компания выигрывает тендеры на поставки крупным компаниям, однако при этом не слишком зависит от гигантов, работая и с небольшими фирмами, у которых, однако, есть потенциал роста. При этом стоит отметить, что за счет диверсификации клиентской базы Живой офис еще больше снижает свою зависимость от экономической конъюнктуры, ведь в разных условиях могут находиться то крупные, то мелкие предприятия. По моему мнению, Живой офис показывает как раз необходимый баланс клиентской базы, которая формируется из небольших и крупных компаний.
Напомню, что по итогам 2012 года Живой офис показал рост выручки на 35%, но по причине высоких инвестиционных затрат EBITDA компании сократилась на 45%. Инвестиционные затраты, учтенные в операционных расходах Живого офиса в 2012 году, составили 53,62 млн руб., то есть 6,8% от всей выручки. Скорректированная на инвестиционные затраты EBITDA, которая дает более правильную оценку темпам роста компании, выросла на 107%. Валовая рентабельность Живого офиса повысилась незначительно, с 21,5% до 21,8%, но в сравнении со среднеотраслевым это высокий показатель.
IPO Живого офиса назначено на начало июня. Ценовой диапазон пока не определен, однако, по моему мнению, справедливая цена бумаг, учитывая высокие темпы роста компании, составляет порядка 173 руб.