Генпрокуратура возбудила уже восемь уголовных дел в отношении сотрудников или совладельцев "ЮКОСа", пишут "Ведомости", комментируя решение Генпрокуратуры о возбуждении уголовного дела против Василия Шахновского.
Арестованный в конце июня начальник отдела службы безопасности "ЮКОСа" Алексей Пичугин обвиняется в организации убийства. Совладелец "ЮКОСа", гендиректор группы "Менатеп" Платон Лебедев, находящийся под арестом со 2 июля, обвиняется в хищении путем мошенничества 20% акций ОАО "Апатит" в 1994 г. и организации для "ЮКОСа" схем по уклонению от уплаты налогов.
Наконец, в пятницу Генпрокуратура обвинила президента компании "ЮКОС-Москва" Василия Шахновского в неуплате подоходного налога на 29 млн руб. По мнению следователей, В.Шахновский уклонился от уплаты налога с помощью фиктивных договоров об оказании консультационных услуг. Эксперты считают очередное дело Генпрокуратуры против одного из топ-менеджеров "ЮКОСа" наиболее слабым из уже заведенных.
В пятницу в Генеральную прокуратуру был вызван и допрошен президент компании "ЮКОС-Москва", совладелец "ЮКОСа" Василий Шахновский. Как сообщил сотрудник управления информации Генпрокуратуры, против В.Шахновского возбуждено уголовное дело по статье 198 ч. 2 Уголовного кодекса России - "уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере". С него взята подписка о невыезде.
По данным прокуратуры, зарегистрировавшись как предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ), Шахновский в своих налоговых декларациях за 1998 - 2000 гг. писал, что оказывает платные информационно-консультационные услуги, с которых он заплатил налоги. Сотрудник управления информации Генпрокуратуры говорит, что следствие располагает договорами об этих услугах между Шахновским и "иностранной фирмой Status Services LTD". В этих документах Шахновский фигурирует как консультант в сфере законодательства о банковском регулировании и других областях. Прокуроры обвиняют В.Шахновского в том, что он получил патент ПБОЮЛ и заключил договоры о консультировании, заведомо зная, что в реальности эти услуги оказываться не будут, а следовательно, просто организовал схему с целью уклонения от уплаты подоходного налога. Имеются ли у следователей доказательства фиктивности консалтинговых услуг, Генпрокуратура не сообщает. По мнению следствия, в результате В.Шахновский в 1998 - 2000 гг. не доплатил бюджету 29 млн руб.
Как сообщил пресс-секретарь "ЮКОСА" Александр Шадрин, В.Шахновский не признал вины, поскольку считает, что заплатил все установленные законом налоги. Как известно, по статье 198 УК, предусматривающей наказание до пяти лет лишения свободы, активно используется практика "деятельного раскаяния". Если обвиненный доплачивает вмененную ему сумму и пеню, то дело закрывается.
Однако доказать вину В.Шахновского в суде Генпрокуратуре будет очень тяжело, убежден Максим Яковлев из юридической фирмы "ИРСАН". Даже если фирма-заказчик представит документ о том, что не получила услуг от В.Шахновского, это будет лишь частичным доказательством его вины, говорит М.Яковлев. Само же оказание услуг физическим лицом с помощью патента ПБОЮЛ - это, как говорит М.Яковлев, даже не "налоговая схема", а использование абсолютно легального способа уплаты налогов. В мае этого года Конституционный суд определил, что налогоплательщик вправе сам выбирать оптимальный способ уплаты налогов и вменить ему в вину этот выбор просто противозаконно, подчеркивает эксперт. А эксперт Ассоциации налогового права Александр Бутурлин не помнит прецедентов, когда физическое лицо привлекалось бы к ответственности за использование организационно-правовой формы ПБОЮЛ для уплаты налогов. "В российской практике на моей памяти вообще не было успешных прецедентов преследования богатых налогоплательщиков - физических лиц за неуплату налогов, так как они обладают достаточной юридической квалификацией", - говорит А.Бутурлин.
Обвинение, предъявленное В.Шахновскому, показывает бессилие Генпрокуратуры, "не способной найти что-либо серьезное", говорит директор Центра политических технологий Игорь Бунин.
Комментарии отключены.