Госдума сегодня на пленарном заседании приняла в I чтении проект закона "О саморегулируемых организациях" (СРО), внесенный Виктором Плескачевским.
Были рассмотрены два альтернативных законопроекта "О саморегулируемых организациях", внесенных депутатами Виктором Плескачевским и Николаем Арефьевым.
В.Плескачевский подчеркнул, что его законопроект направлен на расширение прав предпринимателей коммерческих организаций.
Главное отличие второго законопроекта от предыдущего, по словам Н. Арефьева, - требование к саморегулируемым организациям работать в правовом поле, определенном Конституцией. В нем не содержится норм, сужающих влияние государства на коммерческие организации.
От комитета по собственности Виктор Опекунов предложил поддержать законопроект, предложенный В.Плескачевским. Алексей Мельников от фракции "Яблоко" назвал оба законопроекта избыточными и предложил их отклонить. За отклонение законопроектов высказался первый заместитель министра экономразвития и торговли Михаил Дмитриев.
В ходе рейтингового голосования принят ("за" - 249) в I чтении законопроект, предложенный В.Плескачевским. Вариант Н.Арефьева отклонен, "за" - 116, "против" - 30.
Законопроект направлен на реализацию единой государственной экономической политики по защите интересов субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, усилению их ответственности перед потребителями и снижению бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников СРО. Законопроект направлен на регулирование отношений при создании и деятельности СРО.
Законопроект определяет правовой статус СРО, предметы саморегулирования, порядок взаимодействия участников СРО с органами государственной власти и хозяйствующими субъектами, права и обязанности участников СРО, порядок их реорганизации и ведения реестра таких организаций.
Саморегулируемыми организациями признаются в целях саморегулирования, на условиях участия (членства) негосударственные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров (работ, услуг) или объединяющие субъектов одного вида профессиональной деятельности.
Некоммерческая организация признается саморегулируемой лишь при условии ее соответствия всем установленным в законопроекте признакам и требованиям в совокупности.
К числу таких признаков и требований отнесены:
- объединение в составе СРО в качестве ее участников не менее 10 субъектов предпринимательской или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности, если федеральными законами в отношении СРО, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида (видов) не установлено иное;
- наличие у СРО опубликованных правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми участниками СРО;
- наличие у СРО механизмов обеспечения ответственности ее участников перед потребителями.
Некоммерческая организация приобретает статус СРО с момента включения ее в единый государственный реестр саморегулируемых организаций.
По словам одного из авторов законопроекта, депутата Александра Белякова, проект документа базируется на таких основных принципах, как добровольное объединение субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемые организации и последовательная активизация процессов дебюрократизации экономики и поддержки формирования в стране гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности.
В законопроекте также предусматриваются формы контроля СРО за выполнением ее участниками в ходе осуществления имиджа предпринимательской (профессиональной) деятельности требований российского законодательства и установленных СРО правил и стандартов.
В законопроекте достаточно подробно расписаны организационные структуры, функции и полномочия органов управления и функциональных специализированных рабочих органов СРО.
Правительство выступило против принятия законопроекта, считая, что предлагаемая им концепция предусматривает "существенное ограничение" полномочий регулирующих органов по выполнению контрольной и надзорной функций, а также создает условие для ведения саморегулируемой организацией собственной предпринимательской деятельности, что не соответствует целям деятельности таких организаций.
Правительство также обращает свое внимание, что большая часть положений законопроекта не согласуется с соответствующими нормами гражданского законодательства или вторгается в сферу правового регулирования иных федеральных законов, субъектами правоотношений которых являются не только саморегулируемые организации. Правительство отмечает, что фактически законопроектом предлагается наделить саморегулируемые организации функциями ряда органов исполнительной власти.
Законопроект Н.Арефьева предполагал добровольность вступления и членства субъектов предпринимательской деятельности в СРО, за исключением арбитражных управляющих, членство которых в СРО обязательно в соответствии с законом "О несостоятельности (банкротстве)". Одним из принципиальных положений законопроекта являлась недопустимость возложений на СРО полномочий органов государственной власти - СРО должны заниматься исключительно вопросами контроля предпринимателей - участников СРО за соблюдением своих внутренних правил и стандартов.
Комментарии отключены.