Один из крупнейших фондов прямых инвестиций в мире - Warburg Pincus - намерен заняться инвестициями в российские компании. Как пишут "Ведомости", при этом фонд может оказаться крупнейшим "прямым" инвестором в России. Эксперты полагают, что фонды прямых инвестиций - оптимальные инвесторы для слабо диверсифицированной российской экономики.
Warburg Pincus - второй по величине фонд прямых инвестиций в мире с капиталом 19 млрд долл. Создан в 1966 г. , имеет офисы в 10 странах, штаб-квартира в Нью-Йорке.
Фонды прямых инвестиций приобретают доли в компаниях по договоренности с их акционерами, совместно с менеджментом превращают компанию в эффективный бизнес и через некоторое время (обычно 5 - 7 лет) продают свои акции.
"Мы ищем возможности направить наш капитал в Россию. Она представляется интересным рынком в ближайшие 4-5 лет. Россия быстро растет и практически полностью оправилась от последствий финансового кризиса 1998 г. ", - заявил вчера Джозеф Шулл, партнер лондонского офиса Warburg Pincus. По его словам, фонд планирует покупать доли стоимостью 20-50 млн долл. в непубличных компаниях, в том числе тех, что со временем могут вывести свои акции на рынок. Правда, открывать офис в Москве фонд не намерен.
В 2002 г. Warburg Pincus привлек 5.3 млрд долл., у него также есть 2.5 млрд долл., аккумулированные в 2001 г., и часть этих средств может быть направлена на покупку пакетов акций российских компаний - от финансовых компаний до ритейлоров. Но какая именно часть, выяснить в фонде не удалось.
Экспертов радует приход в Россию фондов прямых инвестиций. "Именно эта ниша сейчас не занята: есть несколько венчурных фондов, есть стратегические инвесторы, а серединки - фондов прямых инвестиций - нет", - говорит Алексей Калинин, соуправляющий партнер фонда прямых инвестиций Baring Vostok Capital Partners. В 2000 - 2001 гг. Baring Vostok Capital Partners привлек 205 млн долл. и уже вложил больше половины этих средств.
По мнению Д.Шулла, отсутствие ведущих иностранных фондов прямых инвестиций - одна из наиболее привлекательных черт российского рынка. Впрочем, они начинают проявлять к России все больший интерес. Как сказал недавно представитель четвертого по величине фонда в мире Carlyle Group (капитал - 16 млрд долл.), он тоже рассматривает возможности инвестировать в России. В 1999 г. Carlyle купил 57% акций дистрибьютора "Аптека-Холдинг " и инвестировал 12 млн долл.
Лидер сектора прямых инвестиций Kohlberg Kravis Ro-berts (капитал - 114 млрд долл.) пока не планирует возвращаться в Россию, поскольку его инвестиции в Ломоносовский фарфоровый завод и КамАЗ, сделанные в начале 1990-х гг. , оказались неудачными. В июле холдинг "Интеррос" и американская AIG договорились создать два фонда: один с капиталом 300 млн долл., а другой - 200-250 млн долл. По данным журнала "Рынок ценных бумаг " на начало 2003 г., самые крупные фонды прямых инвестиций, работающие в России, - CIPEF III Capital International Global Emerging Markets (капитал - 600 млн долл.) и "США - Россия" (440 млн долл.).
Места хватит всем, уверен Калинин из Baring Vostok Capital Partners, ведь если до кризиса прямые инвестиции в большей степени осуществляли иностранцы, то теперь на это идут в основном деньги российских бизнесменов. "Приход фондов прямых инвестиций - исключительно положительный фактор из-за структуры российской экономики, ведь они будут сотрудничать, прежде всего, со средними компаниями, - говорит вице-президент и главный аналитик по России банка Morgan Stanley Мартин Вишневски. - Купить небольшой пакет акций на рынке - не слишком эффективный способ работы с компанией, потому что ликвидность на фондовом рынке ограничена небольшим числом компаний, они зачастую непрозрачны и т. д. Поэтому хорошие шансы имеют именно фонды прямых инвестиций".
Комментарии отключены.