Главное контрольное управление Президента РФ: Кризисное положение в ЖКХ в значительной мере связано с отсутствием эффективной системы управления отраслью (часть II)

Кризисное положение в жилищно-коммунальном хозяйстве в значительной мере связано с отсутствием эффективной системы управления отраслью. Такой вывод содержится в отчете Главного контрольного управления Президента, которое проверило исполнение федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации законодательства, регулирующего их деятельность в сфере ЖКХ.

Как сообщает пресс-служба главы государства, органами местного самоуправления при пересмотре размеров ставок и тарифов не проводится экспертиза их экономической обоснованности. В ходе проверки, в частности, выявлено, что решением РЭК Нижегородской области от 28.03.2002 г. в тариф и стоимость услуг по передаче вырабатываемой и реализуемой тепловой энергии необоснованно включены представительские расходы в сумме 1.2 млн рублей. Отмечены факты, когда приведенные поставщиком теплоэнергии суммы затрат дважды включались в калькуляцию расчета тарифа и стоимости услуг.

Кроме того, несоблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления уровня тарифов на ЖКУ для населения не компенсируется адекватными мерами финансовой поддержки предприятий ЖКХ, в том числе за счет средств соответствующих бюджетов. Изменение органами местного самоуправления цен и тарифов в сторону увеличения в течение финансового года, как правило, не сопровождается изменением размеров бюджетных ассигнований на возмещение выпадающих доходов предприятий ЖКХ. Это ведет к их недофинансированию и усугубляет проблему сбалансированности расходов бюджетов всех уровней с утверждаемыми лимитами потребления коммунальных услуг бюджетными организациями.

Вместе с тем средства государственной поддержки жилищно-коммунального комплекса, в том числе предусмотренные федеральным бюджетом, используются на иные цели. По соглашениям Минфина России с субъектами Российской Федерации из 9.1 млрд рублей, предусмотренных федеральным бюджетом на 2002 год на возмещение расходов по содержанию объектов ЖКХ и социальной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления, от 10% до 50% средств были направлены на погашение бюджетных ссуд на покрытие кассового разрыва. В Омской области из 202.7 млн рублей дотаций 100 млн рублей были зачтены Минфином России в счет обязательств по бюджетной ссуде. Такая же ситуация сложилась в Нижегородской, Томской и других областях.

Не упорядочено распределение средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Включаемые в его расчет средства для ЖКХ не имеют целевого назначения и во многих регионах полностью направлялись на финансирование оплаты труда работников бюджетной сферы.

Не решается проблема урегулирования накопленной кредиторской задолженности предприятий ЖКХ, которая за последние 3 года увеличилась на 16.2% и достигла 274.4 млрд рублей.

Реструктуризация кредиторской задолженности предприятий ЖКХ по обязательным платежам в федеральный бюджет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 г. № 1002 осуществлена на сумму 4.4 млрд рублей, что составило всего 23% от имеющейся просроченной задолженности. В Томской области решение о реструктуризации принято только по 10 из 167 предприятий.

Не погашается задолженность федеральных ведомств за потребленные коммунальные услуги, объем которой составляет около 5 млрд рублей. Более того, Минфином России при формировании федерального бюджета на 2003 год затраты на коммунальные услуги министерств и ведомств определялись с учетом индексации базовых назначений, которые, как правило, ниже фактически сложившихся, что приводит к росту задолженности. Ассигнования министерств и ведомств на указанные цели в федеральном бюджете увеличились на 6-23% от сумм прошлого года. В то же время только за 2 месяца текущего года тарифы на услуги возросли на 16%.

К дальнейшему ухудшению ситуации в отрасли приводят участившиеся действия региональных и местных органов власти по выводу ликвидных активов из предприятий ЖКХ, находящихся в государственной и муниципальной собственности и накопивших значительную кредиторскую задолженность. Передача решением главы администрации г.Нижний Новгород имущества, закрепленного за МУП "Магистральные тепловые сети", в муниципальную казну нанесла кредиторам-поставщикам тепловой энергии ущерб в размере 231.5 млн рублей. Аналогичные действия органов местного самоуправления отмечены в Омской и Томской областях.

Продолжает оставаться высоким уровень экономических преступлений в сфере ЖКХ. Только за последние два года УВД Омской области выявлено 138 таких преступлений, причиненный ущерб составил более 11 млн.рублей. По указанию главы районного самоуправления муниципальное предприятие "Крутинское ЖКХ" в 2002 году реализовало 104 тонны мазута в счет погашения задолженности, образовавшейся при строительстве его собственного коттеджа.

ДЗАО "Тюменьнефтегаз" 3.7 млн рублей истрачено на командировочные расходы при наличии задолженности по выплате заработной платы и недостатке денежных средств. По данному факту УВД Центрального АО г.Тюмени возбуждено уголовное дело. В МУП "Тепловые сети" г.Городца Нижегородской области завышались объемы выполняемых работ. Допущено нецелевое расходование средств в сумме 1.46 млн рублей.

В жилищно-коммунальном хозяйстве по-прежнему не принимаются действенные меры по энерго- и ресурсосбережению. Требования Федерального закона "Об энергосбережении" в части создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов выполняются неудовлетворительно.

Планы по экономии топлива и энергетических ресурсов на предприятиях ЖКХ не разрабатываются. Потери тепловой энергии более чем в два раза превышают нормативные из-за несоблюдения технологических режимов, отсутствия автоматики регулирования технологических процессов, утечек и несанкционированного разбора теплоносителя. Приборный учет тепловой энергии в большинстве случаев не ведется. Оснащенность предприятий ЖКХ приборами учета и регулирования потребления ресурсов составляет от 30 до 42%. Это не позволяет определить реальные затраты на производство энергоресурсов, оценить их потери и фактическое потребление. Только за три месяца отопительного сезона в Омской области перерасход подпиточной воды составил 22 тыс.куб.м, теплоэнергии - 1010.2 Гкал, а топлива - 197 т условного топлива. Потери оцениваются в 0.5 млн рублей.

Не созданы экономически приемлемые условия для формирования резерва собственных средств энергоснабжающих организаций на массовую закупку топлива в период наиболее низких цен. В системе ЖКХ в качестве формы федеральной поддержки создания запасов топлива не применяется возмещение процентных ставок по привлеченным на эти цели кредитам. В результате затраты на закупку топлива для ЖКХ на 20-30% выше, чем по АО-энерго.

Госстроем России до сих пор не определены объективные критерии нормирования запасов топлива для энергоснабжающих предприятий ЖКХ на осенне-зимний период. Их формирование осуществляется по факту исполнения топливных балансов, которые зачастую рассчитываются по нормативным показателям, не отражающим реальное техническое состояние котлов и инженерной инфраструктуры. В Омской области при расчете потребности в топливе муниципальных предприятий ЖКХ потери в тепловых сетях учитываются на уровне нормативных (14-16%). Фактически они достигают 30-40%. Указанный разрыв покрывается за счет снижения температуры теплоносителя и отапливаемых помещений, что увеличивает вероятность аварий теплотрасс во время резких похолоданий.

Госстроем России и региональными органами власти не уделяется должного внимания вопросам кадрового обеспечения и переподготовки технических специалистов предприятий ЖКХ. Остаются нерешенными проблемы укомплектованности предприятий младшим обслуживающим персоналом и рабочими аварийных служб и текущего ремонта. В Нижегородской области, например, численность персонала составляет 80% от потребности. Не обеспечивается необходимый уровень профессиональной подготовки работников основных технических специальностей жилищно-коммунального комплекса в соответствии с правилами, утвержденными Минэнерго России, Госэнергонадзором и Госгортехнадзором России. В Тюменской области их обучение и повышение квалификации не ведутся. В Нижегородской области не проводились обучение и проверка знаний рабочих основных специальностей. В Томской области текучесть среди работников ЖКХ превысила уровень 2001 года и достигла в 2002 году 54.3%.

Региональными органами власти не принимается эффективных мер по сокращению просроченной задолженности по выплате заработной платы в отрасли, которая в целом по стране составила 3.5 млрд рублей и увеличилась за прошлый год на 100 млн рублей.

Сложившееся положение в ЖКХ в значительной мере связано с отсутствием эффективной системы управления отраслью. В настоящее время функции по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечению финансовой устойчивости и бюджетной поддержки, тарифной политики, формированию рынка ЖКУ с учетом особенностей экономического и социального развития регионов разобщены по различным министерствам и ведомствам, должным образом не координируются и не объединены единой государственной политикой в сфере ЖКХ.

Для повышения эффективности мероприятий по стабилизации положения и реформированию жилищно-коммунального комплекса, в целях достижения практических результатов проводимых преобразований полагаем целесообразным Правительству Российской

Федерации принять меры по исполнению ранее принятых решений, обратив особое внимание: на разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Жилищного кодекса Российской Федерации; на законодательное закрепление порядка распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации; на решение вопросов реструктуризации задолженности жилищно-коммунальных предприятий перед федеральным бюджетом, а также списания накопившихся пеней и штрафов, образовавшихся не по вине предприятий ЖКХ; на погашение задолженности по компенсации жилищно-коммунальным предприятиям затрат, связанных с предоставлением льгот, возмещение по которым производится из средств федерального бюджета; на совершенствование тарифного регулирования и договорных отношений в ЖКХ, системы оплаты ЖКУ и механизма социальной защиты населения.

Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации В.Путину. По поручению главы государства информация и предложения по результатам проверки направлены в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и принятия соответствующих мер.

Другие новости

17.04.2003
09:15
Минэнерго: Обсуждение вопроса о нефтепроводе из Западной Сибири в Мурманск до одобрения правительством энергетической стратегии страны до 2020 г. является преждевременным
17.04.2003
09:10
Добыча угля в России в I квартале увеличилась на 15.7% до 72.7 млн т
17.04.2003
09:05
"Грознефтегаз" в I квартале увеличил добычу нефти на 32.6% до 425 тыс. тонн
17.04.2003
08:58
Правительство РФ сегодня рассмотрит меры по развитию легкой промышленности, нефтегазового комплекса Северо-Запада и Жилищный кодекс
16.04.2003
19:20
Главное контрольное управление Президента РФ: Кризисное положение в ЖКХ в значительной мере связано с отсутствием эффективной системы управления отраслью (часть II)
16.04.2003
19:18
Главное контрольное управление Президента РФ: Кризисное положение в ЖКХ в значительной мере связано с отсутствием эффективной системы управления отраслью (часть I)
16.04.2003
19:15
ЦБ РФ: Число действующих кредитных организаций в России за I квартал выросло на 0.5% до 1335
16.04.2003
19:07
Совет директоров ОАО "Башкирэнерго" рекомендовал собранию акционеров 20 мая одобрить дивиденды по итогам 2002 г. в 0.25 руб. на обыкновенную и 0.75 руб. на привилегированную акцию номиналом 1 руб
16.04.2003
19:04
ЦБ РФ: Денежная база в России в широком определении за I квартал выросла на 4.2% до 1284.5 млрд руб
Комментарии отключены.