Главное контрольное управление Президента РФ: Кризисное положение в ЖКХ в значительной мере связано с отсутствием эффективной системы управления отраслью (часть I)

Кризисное положение в жилищно-коммунальном хозяйстве в значительной мере связано с отсутствием эффективной системы управления отраслью. Такой вывод содержится в отчете Главного контрольного управления Президента, которое проверило исполнение федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации законодательства, регулирующего их деятельность в сфере ЖКХ.

Как сообщает пресс-служба главы государства, проверка показала, что одной из основных причин кризиса в жилищно-коммунальном хозяйстве стало отсутствие последовательных и скоординированных на федеральном и региональном уровнях мер по реализации новой модели экономических взаимоотношений и структурных изменений в жилищно-коммунальном комплексе Российской Федерации, предусмотренной Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной указами Президента Российской Федерации

Возложение на Госстрой России Правительством Российской Федерации регулирования и координации деятельности по реформированию ЖКХ не обеспечило решения проблем жилищно-коммунального комплекса страны и не приостановило нарастание негативных тенденций. Его функции в основном свелись к составлению мероприятий, подготовке программ и проектов других нормативных актов, не подкрепленных организационной работой и финансовой поддержкой.

За годы реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве износ инженерного оборудования достиг 73%, инженерных сетей - 65%. По данным Госгортехнадзора России, исчерпали нормативные сроки службы более 32% котлов, 28% сосудов, работающих под высоким давлением, 23% трубопроводов пара. Потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем теплоснабжения достигают 60% при норме 16%. Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в 5 раз. В год в среднем происходит 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения.

В текущем отопительном сезоне произошло более 1500 инцидентов и отказов в системах теплоснабжения городов и населенных пунктов. Зарегистрировано 75 чрезвычайных ситуаций и крупных аварий на объектах ЖКХ в 38 субъектах Российской Федерации, что на 21% больше, чем в прошлом году. К началу отопительного сезона паспорта готовности получили всего 76% теплогенерирующих объектов ЖКХ.

По результатам прохождения отопительного сезона 2002-2003 годов количество "критических регионов" возросло до 16 по сравнению с 6 в предыдущем периоде. В их число вошли республики Карелия, Тыва, Саха (Якутия) и Удмуртия, Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Камчатская, Кировская, Костромская, Курганская, Ленинградская, Магаданская, Сахалинская, Ульяновская области, Корякский автономный округ.

До сих пор на федеральном и региональном уровнях не отработана система управления отраслью. Из 11482 муниципальных образований Российской Федерации формирование структур по управлению ЖКХ осуществлено лишь в 3500 (30.4%). Не завершено разграничение функций собственника муниципального жилья между управляющими и обслуживающими жилищный фонд организациями.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления практически не осуществляется конкурсный отбор организаций на выполнение работ по производству и предоставлению потребителям жилищно-коммунальных услуг. В результате в сфере ЖКХ не получила развития конкуренция как стимул сокращения издержек, стоимости услуг и улучшения их качества. Доля договоров подряда, заключенных на конкурсной основе, составляет менее 15% в среднем по стране. В Нижегородской области за последние два года конкурсы проводились всего в 8 муниципальных образованиях из 52 (15.4%). В республиках Тыва и Карелия, Ивановской, Камчатской, Курганской и Новосибирской областях они вообще не проводились.

Практически не ведется работа по объединению собственников жилья в товарищества (ТСЖ). В настоящее время в Российской Федерации их насчитывается всего около 5800. Доля обслуживаемой ими площади не превышает 1.5% жилищного фонда. Их отсутствие не позволяет эффективно влиять на стоимость и качество предоставляемых услуг. К примеру, в 2002 году ни одного ТСЖ не было создано в Тюменской области, менее 3% муниципального жилищного фонда обслуживается ими в Томской области. Аналогичная ситуация и в других регионах.

Не осуществлен переход на договорную основу предоставления населению жилищно-коммунальных услуг. В целом по Российской Федерации по договорам найма обслуживается всего 38% соответствующих жилых помещений.

Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не созданы необходимые условия для обеспечения финансовой устойчивости предприятий жилищно-коммунального комплекса.

В целом по стране потери предприятий ЖКХ с учетом задолженности по оплате услуг населением, а также в результате несоблюдения установленных федеральных стандартов привели к недофинансированию отрасли на сумму более 52 млрд.рублей.

Предусматриваемые в бюджетах субъектов Российской Федерации средства на возмещение затрат предприятий ЖКХ недостаточны и не решают проблему их убыточности и платежеспособности. В результате около 65% из них имеют отрицательный финансовый результат деятельности, что делает отрасль непривлекательной для инвесторов. В Калининградской области предприятия ЖКХ недополучили за выполненные объемы услуг 882 млн рублей, в Омской области - 1.5 млрд рублей, Краснодарском крае - 2.5 млрд рублей. Льготы, предоставляемые населению по оплате ЖКУ, возмещаются предприятиям ЖКХ в размере 62%, субсидии - 70%. В Томской области полное возмещение выпадающих доходов предприятиям ЖКХ по итогам 2002 года было обеспечено только в 9 из 19 муниципальных образований. Недофинансирование составило 15.5 млн рублей.

Неудовлетворительное финансовое состояние предприятий ЖКХ усугубляется невыполнением установленных федеральных и региональных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

В среднем по Российской Федерации региональный стандарт уровня оплаты ЖКУ населением составил за 2002 год 81.1% и только в 43 регионах страны он соответствовал федеральному - 90%. Реальный же уровень оплаты услуг составил на начало текущего года 69.8%. Разница между стандартами приводит к постоянному росту недофинансирования предприятий ЖКХ, которое в среднем за месяц достигает 1.3 млрд рублей. В результате занижения уровня платежей за ЖКУ (84.7%) по отношению к федеральному стандарту Нижегородский областной бюджет в 2002 году понес потери в размере 254.6 млн рублей.

Необходимо отметить, что в целом повышение уровня платежей за жилищно-коммунальные услуги при реализации на федеральном и региональном уровнях мер по достижению федеральных стандартов осуществляется без учета платежеспособности населения.

Отрицательно влияет на финансовое положение отрасли отсутствие механизма контроля за обоснованностью и достоверностью установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Другие новости

17.04.2003
09:10
Добыча угля в России в I квартале увеличилась на 15.7% до 72.7 млн т
17.04.2003
09:05
"Грознефтегаз" в I квартале увеличил добычу нефти на 32.6% до 425 тыс. тонн
17.04.2003
08:58
Правительство РФ сегодня рассмотрит меры по развитию легкой промышленности, нефтегазового комплекса Северо-Запада и Жилищный кодекс
16.04.2003
19:20
Главное контрольное управление Президента РФ: Кризисное положение в ЖКХ в значительной мере связано с отсутствием эффективной системы управления отраслью (часть II)
16.04.2003
19:18
Главное контрольное управление Президента РФ: Кризисное положение в ЖКХ в значительной мере связано с отсутствием эффективной системы управления отраслью (часть I)
16.04.2003
19:15
ЦБ РФ: Число действующих кредитных организаций в России за I квартал выросло на 0.5% до 1335
16.04.2003
19:07
Совет директоров ОАО "Башкирэнерго" рекомендовал собранию акционеров 20 мая одобрить дивиденды по итогам 2002 г. в 0.25 руб. на обыкновенную и 0.75 руб. на привилегированную акцию номиналом 1 руб
16.04.2003
19:04
ЦБ РФ: Денежная база в России в широком определении за I квартал выросла на 4.2% до 1284.5 млрд руб
16.04.2003
19:03
Белорусско-российское СП "Мобильные ТелеСистемы" запустило в коммерческую эксплуатацию сеть сотовой связи стандарта GSM-900/1800 в Борисове
Комментарии отключены.