Правительство РФ сегодня на заседании в основном одобрило проекты федеральных законов по реализации положений Программы пенсионной реформы.
Об этом сообщает Департамент правительственной информации.
В частности, "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Глава 25 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", "О введении в действие главы 25 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование" части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", "Об обязательном накопительном финансировании пенсий в Российской Федерации" и "Об обязательных профессиональных пенсиях в Российской Федерации".
Проект Федерального закона "Об обязательном накопительном финансировании пенсий в Российской Федерации" предусматривает правовое закрепление обязательного накопительного финансирования пенсий как составной части системы государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, определяет правовое положение и ответственность субъектов обязательного накопительного финансирования пенсий, а также устанавливает основы государственного регулирования отношений по обязательному накопительному финансированию пенсий в Российской Федерации.
Согласно законопроекту, формирование обязательных пенсионных накоплений производится за счет страховых взносов (налога) по обязательному накопительному финансированию пенсий, а также доходов от их инвестирования. Регистрация фактически уплаченных за каждого застрахованного страховых взносов (налога) и доходов от их инвестирования осуществляется в специальной части индивидуальных лицевых счетов, открытых на всех застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования (на базе системы индивидуального (персонифицированного) учета).
Обязательному накопительному финансированию подлежит накопительная часть трудовой пенсии, определенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Размер накопительной части трудовой пенсии рассчитывается исходя из суммы средств, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, и ожидаемого среднего периода выплаты пенсии для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста. Выплата накопительной части трудовой пенсий по государственному пенсионному страхованию производится ежемесячно в порядке и в сроки, установленные для трудовых пенсий по государственному пенсионному страхованию.
В последующие годы после назначения пенсии неработающему пенсионеру предусматривается ежегодная корректировка размера накопительной части трудовой пенсии с учетом доходов от инвестирования пенсионных резервов и изменений ожидаемого среднего периода выплаты пенсии. В период накопления средств не предусматривается их перераспределение в пользу каких-либо групп застрахованных.
На переходном этапе обязательное накопительное финансирование пенсий не будет распространяться на лиц пенсионного возраста, а также на тех, чей возраст на момент введения настоящего закона будет ниже общеустановленного пенсионного возраста менее чем на 10 лет. Законопроект предусматривает начало формирования механизма обязательного накопительного финансирования пенсий с 2002 года.
Проект федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсиях в Российской Федерации" предусматривает создание профессиональных пенсионных систем, в рамках которых будут формироваться пенсионные права работников, вновь принимаемых на рабочие места с неблагоприятными условиями труда. При этом работники, полностью или частично сформировавшие свои права на льготную пенсию сохранят возможность реализовать их в соответствии с нормами законопроекта о пенсиях по обязательному пенсионному страхованию.
Формирование профессиональных пенсионных систем предполагается передать в сферу взаимодействия социальных партнеров. В рамках коллективного договора может быть выбрана одна из форм реализации права на пенсию в связи с особыми условиями труда. Профессиональная пенсионная система может быть создана с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, уполномоченных негосударственных пенсионных фондов и паевых инвестиционных фондов.
Финансирование выплаты обязательных профессиональных пенсий из профессиональных пенсионных систем должно осуществляться за счет обязательных страховых взносов (налогов) в Пенсионный фонд Российской Федерации либо взносов в негосударственные профессиональные пенсионные системы. Величина тарифа взносов определяется на основе актуарных расчетов исходя из необходимости обеспечения размера обязательной профессиональной пенсии применительно к условиям определения страховой части трудовой пенсии соответствующим категориям получателей в рамках обязательного пенсионного страхования.
В качестве альтернативы созданию профессиональной пенсионной системы проект предусматривает возможность, на основе соответствующего положения коллективного договора, замену обязательных взносов равной по размеру дополнительной денежной компенсацией. В случае отсутствия коллективного договора или положений в нем о реализации права на пенсию в связи с особыми условиями труда, работодатель обязан создать профессиональную пенсионную систему с участием Пенсионного фонда Российской Федерации.
Профессиональные пенсионные системы осуществляют свою деятельность на накопительных принципах. Обязательные платежи в профессиональную пенсионную систему учитываются на индивидуальных счетах работников и подлежат инвестированию. Работник предоставляется право на информацию о сведениях, указанных в его индивидуальном счете.
Право на назначение обязательной профессиональной пенсии будет предоставлено работникам, занятым на рабочих местах с особыми условиями труда. Перечень профессий и должностей указанных работников предусматривается утверждать решением Правительства Российской Федерации.
Обязательная профессиональная пенсия выплачивается до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Размер обязательной профессиональной пенсии определяется исходя из суммы платежей в профессиональную пенсионную систему, скорректированной на величину накопленного инвестиционного дохода и фактического периода получения пенсии. Проект федерального закона предусматривается ввести с 1 января 2003 года.
На заседании Правительства было принято решение поручить Пенсионному фонду Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минтруду России с участием заинтересованных министерства и ведомств доработать вышеуказанные проекты федеральных законов с учетом состоявшегося обсуждения и данных на заседании указаний.
При доработке указанных законопроектов предложено обратить особое внимание на следующие вопросы:
- управления финансовыми ресурсами накопительной части пенсионной системы и профессиональных пенсионных систем;
- тарифной политики, определяющей финансовые институты пенсионной системы, а также разработки соответствующего законопроекта;
- определения конкретных инвестиционных механизмов в системе обязательного накопительного финансирования пенсий и разработки соответствующего законопроекта.
Кроме того, Минэкономразвития России с участием Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации поручено доработать проект федерального закона "Об обязательном накопительном финансировании пенсий в Российской Федерации", имея в виду изъятие из него и включение в законопроект "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основных положений, раскрывающих накопительную составляющую трудовых пенсий, а также уточнение норм, определяющих инвестиционный механизм в части накопительной составляющей, особенности балльной системы начисления пенсионных прав в их увязке с вариантами выбора застрахованным лицом инвестиционных предложений.
Пенсионному фонду Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минтруду России необходимо внести доработанные законопроекты в установленном порядке в Правительство Российской Федерации до 21 мая с.г. для рассмотрения на заседании Национального совета при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе.
Комментарии отключены.