Президент АРБ Г.Тосунян направил в ЦБ РФ, Минфин, Минэкономразвития письмо с предложениями по корректировке стратегии развития банковского сектора

Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян направил председателю Банка России Сергею Игнатьеву, первым заместителям министра финансов Татьяне Голиковой и Алексею Улюкаеву, заместителю министра экономического развития и торговли Аркадию Дворковичу письмо с предложениями по корректировке принятой в 2001 г. стратегии развития банковского сектора. Об этом МФД-ИнфоЦентр сообщил департамент общественных связей АРБ.

В письме говорится, что в стратегии необходимо отразить реальные шаги государства по коренному изменению кредитного дела, что в первую очередь должно выразиться в либерализации внутреннего рынка и законодательства, регулирующего деятельность российских банков. Сейчас стратегия не решает главную задачу - не позволяет развернуть кредитование банками экономики страны.

Кредитование предприятий происходит в крайне недостаточных объемах. Объем активов российских банков составляет 113 млрд евро, что в 44 раза меньше, чем активы банков Великобритании, в 28 раз - чем активы банков Франции и в 23 раза - чем в Германии. Хотя капитал российских банков растет, указывается в письме, но в целом банкам России не дают возможности наращивать капитал, что видно из следующих данных: количество банков с капиталом до 1 млн евро составляет 46% общего числа банков, с капиталом от 1 млн евро до 10 млн евро - 43%, с капиталом свыше 10 млн евро - 11% общего числа банков.

Отсутствие у банков длинных ресурсов и прежде всего длинных депозитов приводит к тому, что в России кредиты сроком от одного года до 3 лет, крайне нужные предприятиям, составляют лишь 23% от общей суммы кредитов, а кредиты свыше 3 лет - 7%. В результате недостатка ресурсов, а также высокой цены на них, сдерживается развитие производства.

По мнению президента АРБ, причины ресурсного голода - низкий уровень монетизации экономики, недостаточный объем денежной массы для ее нормального функционирования. Кроме того, банки лишены таких сравнительно дешевых ресурсов, как средства бюджетных, пенсионных и страховых фондов. Малый, средний и даже крупный бизнес предпочитают работать, насколько это возможно, вне банковской системы РФ, стараясь уйти в наличный оборот, а также в оффшорные зоны.

В письме говорится, что деятельность банков ограничивается жесткими рамками: составление громоздкой обязательной отчетности, многие из форм которой дублируют друг друга, шестнадцать экономических нормативов: перечисление в фонды обязательного резервирования средств в размере 7-10% от стоимости ресурсов (в странах, входящих в Евросоюз, Евробанком установлены отчисления в ФОР 2%, в США эти нормативы составляют 0-5%).

В результате средняя рентабельность банковского сектора составляет 1.5-2%, в то время как в промышленности - 10-15%, а в торговле - 20-30%. Низкая рентабельность банковского дела, по мнению АРБ, приводит к тому, что капиталу не интересно инвестировать средства в этот бизнес.

Крайне неразвита региональная инфраструктура банков, недостаточно количество банковских учреждений, особенно в районах, отдаленных от крупных городов. Так, в России одно банковское учреждение приходится на 50 тыс. человек, а в США - 2 тыс., в Европе (в разных странах) - от 1 тыс. до 1.5 тыс. человек.

АРБ предлагает, чтобы государство осуществило следующие шаги в сфере кредитного дела.

1. С целью увеличения кредитных ресурсов, снижения неэффективных расходов и активизации кредитной деятельности банков рекомендовать Центральному банку, Государственной Думе и Правительству РФ:

снизить размер отчислений кредитных организаций в Фонд обязательных резервов. В частности, сократить до 5% отчисления банков в Фонд по краткосрочным обязательствам, снизить нормы резервирования для банков, в которых доля инвестиционных кредитов промышленности, малому бизнесу и т.д. сроком более 1 года составляет 30% и более ссудного портфеля;

дифференцировать норматив отчислений в Фонд обязательных резервов (ФОР) в зависимости от размеров, сроков и валюты привлекаемых ресурсов. Ввести плату за ресурсы, перечисляемые в ФОР;

освободить банки от несвойственных им функций, в частности - контроля за исполнением кассовой дисциплины на предприятиях и в организациях;

упростить требования по оформлению кредитов малому бизнесу, в том числе предпринимателям без образования юридического лица;

внести изменения в 837 статью Гражданского Кодекса РФ с целью разрешить вкладчикам заключать с банками долгосрочные договоры по вкладам без права досрочного изъятия вкладов, но под более высокий процент;

привлечь банки к обслуживанию средств пенсионных и страховых фондов;

на базе Ассоциации российских банков, Регионального бюро и региональных ассоциаций создать сеть "кредитных бюро".

2. С целью развития банковской инфраструктуры Центральному банку и Правительству РФ совместно с АРБ разработать и реализовать программу развития "кредитных киосков" с количеством сотрудников 1-2 человека. Для этого использовать инфраструктуру почтовых отделений, торговых организаций от крупных супермаркетов до районных магазинов.

Существенно упростить порядок и сократить сроки открытия филиалов и дополнительных офисов банков. Сегодня открытие филиалов занимает более 11 месяцев.

3. По увеличению капитала банков: освободить кредитные организации на 5 лет от уплаты налогов на прибыль, которая направляется на увеличение собственных средств (капитала); либерализовать порядок расчета (уменьшения) собственных средств кредитной организации в связи с приобретением программного обеспечения и иных затрат банков, связанных с основной деятельностью.

4. Другие вопросы деятельности банков.

Отказаться от монополии Министерства внутренних дел РФ в вопросах установления норм оплаты за охрану объектов банковской сферы. Обеспечить применение для банков норм оплаты на уровне государственных и важнейших общественных учреждений.

Рекомендовать Министерству имущественных отношений РФ разработать нормативный акт, предусматривающий возможность отнесения зданий, арендуемых кредитными организациями, при определении величины арендной платы к объектам производственного назначения (в части недопущения приравнивания их к заведениям игорного бизнеса и другим высокодоходным структурам).

Другие новости

20.01.2003
15:21
Standard & Poor's присвоило кредитный рейтинг эмитента органу региональной и местной власти в Украине (B/Негативный/В) и ее столице Киеву (B/Негативный)
20.01.2003
15:15
Alcatel построит первую в истории Колумбии сеть GSM для фиксированной связи
20.01.2003
15:07
Депутаты оформили поправки к пакету законопроектов по реформированию электроэнергетики, оговоренные на субботней встрече думских лидеров с М.Касьяновым
20.01.2003
15:04
Объем производства промышленной продукции в Челябинской области в 2002 г. вырос на 14% до 189.974 млрд руб
20.01.2003
14:56
Президент АРБ Г.Тосунян направил в ЦБ РФ, Минфин, Минэкономразвития письмо с предложениями по корректировке стратегии развития банковского сектора
20.01.2003
14:45
Б.Златкис: Минфин планирует провести первый аукцион по размещению 10-12-летних бумаг в апреле-мае 2003 г. (расширенное сообщение)
20.01.2003
14:38
Московская железная дорога к 1 декабря откроет движение электропоездов по типу метро на участке Москва-Мытищи, стоимость проекта составляет 2.6 млрд руб
20.01.2003
14:31
На российском рынке акций наблюдается отсутствие единой тенденции
20.01.2003
14:29
А.Захаров: ММВБ в марте-апреле планирует внедрение нового режима заключения сделок с ГЦБ со сроками исполнения Т+n
Комментарии отключены.