Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян направил председателю Банка России Сергею Игнатьеву, первым заместителям министра финансов Татьяне Голиковой и Алексею Улюкаеву, заместителю министра экономического развития и торговли Аркадию Дворковичу письмо с предложениями по корректировке принятой в 2001 г. стратегии развития банковского сектора. Об этом МФД-ИнфоЦентр сообщил департамент общественных связей АРБ.
В письме говорится, что в стратегии необходимо отразить реальные шаги государства по коренному изменению кредитного дела, что в первую очередь должно выразиться в либерализации внутреннего рынка и законодательства, регулирующего деятельность российских банков. Сейчас стратегия не решает главную задачу - не позволяет развернуть кредитование банками экономики страны.
Кредитование предприятий происходит в крайне недостаточных объемах. Объем активов российских банков составляет 113 млрд евро, что в 44 раза меньше, чем активы банков Великобритании, в 28 раз - чем активы банков Франции и в 23 раза - чем в Германии. Хотя капитал российских банков растет, указывается в письме, но в целом банкам России не дают возможности наращивать капитал, что видно из следующих данных: количество банков с капиталом до 1 млн евро составляет 46% общего числа банков, с капиталом от 1 млн евро до 10 млн евро - 43%, с капиталом свыше 10 млн евро - 11% общего числа банков.
Отсутствие у банков длинных ресурсов и прежде всего длинных депозитов приводит к тому, что в России кредиты сроком от одного года до 3 лет, крайне нужные предприятиям, составляют лишь 23% от общей суммы кредитов, а кредиты свыше 3 лет - 7%. В результате недостатка ресурсов, а также высокой цены на них, сдерживается развитие производства.
По мнению президента АРБ, причины ресурсного голода - низкий уровень монетизации экономики, недостаточный объем денежной массы для ее нормального функционирования. Кроме того, банки лишены таких сравнительно дешевых ресурсов, как средства бюджетных, пенсионных и страховых фондов. Малый, средний и даже крупный бизнес предпочитают работать, насколько это возможно, вне банковской системы РФ, стараясь уйти в наличный оборот, а также в оффшорные зоны.
В письме говорится, что деятельность банков ограничивается жесткими рамками: составление громоздкой обязательной отчетности, многие из форм которой дублируют друг друга, шестнадцать экономических нормативов: перечисление в фонды обязательного резервирования средств в размере 7-10% от стоимости ресурсов (в странах, входящих в Евросоюз, Евробанком установлены отчисления в ФОР 2%, в США эти нормативы составляют 0-5%).
В результате средняя рентабельность банковского сектора составляет 1.5-2%, в то время как в промышленности - 10-15%, а в торговле - 20-30%. Низкая рентабельность банковского дела, по мнению АРБ, приводит к тому, что капиталу не интересно инвестировать средства в этот бизнес.
Крайне неразвита региональная инфраструктура банков, недостаточно количество банковских учреждений, особенно в районах, отдаленных от крупных городов. Так, в России одно банковское учреждение приходится на 50 тыс. человек, а в США - 2 тыс., в Европе (в разных странах) - от 1 тыс. до 1.5 тыс. человек.
АРБ предлагает, чтобы государство осуществило следующие шаги в сфере кредитного дела.
1. С целью увеличения кредитных ресурсов, снижения неэффективных расходов и активизации кредитной деятельности банков рекомендовать Центральному банку, Государственной Думе и Правительству РФ:
снизить размер отчислений кредитных организаций в Фонд обязательных резервов. В частности, сократить до 5% отчисления банков в Фонд по краткосрочным обязательствам, снизить нормы резервирования для банков, в которых доля инвестиционных кредитов промышленности, малому бизнесу и т.д. сроком более 1 года составляет 30% и более ссудного портфеля;
дифференцировать норматив отчислений в Фонд обязательных резервов (ФОР) в зависимости от размеров, сроков и валюты привлекаемых ресурсов. Ввести плату за ресурсы, перечисляемые в ФОР;
освободить банки от несвойственных им функций, в частности - контроля за исполнением кассовой дисциплины на предприятиях и в организациях;
упростить требования по оформлению кредитов малому бизнесу, в том числе предпринимателям без образования юридического лица;
внести изменения в 837 статью Гражданского Кодекса РФ с целью разрешить вкладчикам заключать с банками долгосрочные договоры по вкладам без права досрочного изъятия вкладов, но под более высокий процент;
привлечь банки к обслуживанию средств пенсионных и страховых фондов;
на базе Ассоциации российских банков, Регионального бюро и региональных ассоциаций создать сеть "кредитных бюро".
2. С целью развития банковской инфраструктуры Центральному банку и Правительству РФ совместно с АРБ разработать и реализовать программу развития "кредитных киосков" с количеством сотрудников 1-2 человека. Для этого использовать инфраструктуру почтовых отделений, торговых организаций от крупных супермаркетов до районных магазинов.
Существенно упростить порядок и сократить сроки открытия филиалов и дополнительных офисов банков. Сегодня открытие филиалов занимает более 11 месяцев.
3. По увеличению капитала банков: освободить кредитные организации на 5 лет от уплаты налогов на прибыль, которая направляется на увеличение собственных средств (капитала); либерализовать порядок расчета (уменьшения) собственных средств кредитной организации в связи с приобретением программного обеспечения и иных затрат банков, связанных с основной деятельностью.
4. Другие вопросы деятельности банков.
Отказаться от монополии Министерства внутренних дел РФ в вопросах установления норм оплаты за охрану объектов банковской сферы. Обеспечить применение для банков норм оплаты на уровне государственных и важнейших общественных учреждений.
Рекомендовать Министерству имущественных отношений РФ разработать нормативный акт, предусматривающий возможность отнесения зданий, арендуемых кредитными организациями, при определении величины арендной платы к объектам производственного назначения (в части недопущения приравнивания их к заведениям игорного бизнеса и другим высокодоходным структурам).
Комментарии отключены.