Профицит федерального бюджета на 2003 г. определился в сумме 99.1 млрд руб., или 0.8% к ВВП. Такие параметры бюджета-2003 внесло в правительство РФ Минэкономразвития, сообщил департамент правительственной информации.
Профицит в полном объеме будет направлен на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в связи со значительным финансовым разрывом по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, который оценивается в 236.4 млрд руб.
С учетом изложенных подходов общий уровень расходов федерального бюджета на 2003 год сформирован в объеме 2 трлн 271.1 млрд руб., или 17.7% к ВВП, без учета средств, направляемых на выплату базовой части трудовой пенсии, - 1.921 трлн руб., или 14.9% к ВВП, уровень непроцентных расходов федерального бюджета по традиционной структуре - 1.644 трлн руб., или 12.8% к ВВП.
Такой объем финансового разрыва связан с превышением на 4 млрд долл. платежей по погашению внешнего долга в 2003 году по сравнению с уровнем 2002 года. В целом объем погашения по внешнему долгу составляет в 2003 году 10.8 млрд долл. Основной причиной роста платежей является погашение еврооблигационных займов, а также четвертой серии ОВГВЗ.
Возврат основной суммы долга по кредитам международных финансовых организаций составит 2.7 млрд долл., из которых около 1.9 млрд долл. - платежи МВФ и около 0.8 млрд долл. - платежи МБРР и ЕБРР.
Погашение обязательств по кредитам, полученным РФ от правительств иностранных государств, предполагается осуществить в размере 4.1 млрд долл., в том числе по долгу бывшего Союза ССР - 2.7 млрд долл. Увеличение платежей в погашение основного долга перед Парижским клубом кредиторов в 2003-2005 годах вызвано ростом доли погашаемой части основного долга в соответствии с заключенными двусторонними соглашениями со странами-участницами Парижского клуба. В 2003 году указанная доля составит около 4% основного долга, в дальнейшем она будет возрастать вплоть до 2013-2014 годов, когда она достигнет 10% от первоначальной суммы долга.
Программа государственных внутренних заимствований на 2003-2005 годы формировалась в условиях стабилизации рынка государственных внутренних заимствований в первой половине 2002 года.
Это характеризовалось стабилизацией уровня доходности по государственным облигациям. Уровень доходности по государственным облигациям, превышающий прогнозируемый уровень инфляции, а также высокий уровень раскрытия информации заемщиком (Минфином России) о планах заимствований, обеспечил сохранение значительного интереса к этому сегменту рынка ценных бумаг со стороны различных групп инвесторов. В течение марта-мая 2002 года наблюдался рост оборотов рынка государственных облигаций, что положительно влияло на ликвидность рынка.
Стабилизация рынка, а также инвестирование части средств Пенсионного фонда России в государственные ценные бумаги дали сильный импульс по развитию средне- и долгосрочного сегментов рынка государственных ценных бумаг.
Таким образом, Правительство РФ в настоящее время обладает реальной возможностью размещать на внутреннем финансовом рынке значительные объемы государственных ценных бумаг с различными сроками обращения по доходности, незначительно превышающей уровень инфляции.
Федеральный бюджет на 2003 год в части государственных заимствований строился исходя из решения следующих задач:
- в 2003 году предстоит погашение основного объема облигаций федерального займа, полученных инвесторами в результате новации ГКО-ОФЗ и ОВГВЗ III серии, а также продолжится инвестирование средств Пенсионного фонда России в государственные ценные бумаги;
- для обеспечения ликвидности рынка предстоит обеспечить инвесторам положительную реальную ставку доходности при проведении аукционов по государственным ценным бумагам, то есть фактически продолжить политику Минфина России, проводимую в 2002 году в части определения уровня доходности по государственным облигациям;
- учитывая погашение в 2003 году большей части выпусков облигаций, полученных инвесторами в результате новации, которые в настоящее время относятся к краткосрочному сегменту рынка, необходима поддержка Минфином России всех сегментов рынка государственных облигаций (в том числе краткосрочного);
- учитывая необходимость сохранения принципа бездефицитности федерального бюджета в условиях значительного объема погашения государственного внешнего долга, планируется превышение привлечения на внутреннем рынке по сравнению с объемами погашения государственных внутренних обязательств.
В последующие годы стратегия в части государственных внутренних заимствований фактически сохраняется без изменений. Таким образом, указанные выше задачи сохраняют свою актуальность в 2004-2005 годах и могут рассматриваться как среднесрочные.
С учетом положительного сальдо по государственному внутреннему долгу в 14.2 млрд руб., средств, поступающих от реализации федерального имущества, которые, по оценке Минимущества России, составят в 2003 году 51 млрд руб., положительного сальдо по реализации государственных запасов в объеме 10 млрд руб., а также средств финансового резерва по состоянию на 1 января 2003 года будет обеспечена сбалансированность федерального бюджета по источникам его финансирования.
Комментарии отключены.