Инфляция в России в 2002 г. может превысить прошлогодний уровень в 18.6%, но даже в лучшем случае не будет ниже 16.3%. Таково мнение директора Института проблем глобализации Михаила Делягина.
Между тем официальный прогноз предусматривает ее в размере 12%, и на этом основан весь бюджет 2002 г., предусматривающий и масштабы роста курса доллара, и сверхплановая инфляция усиливает рост реального курса рубля и вызванное им торможение экономики, отмечает М.Делягин, комментируя январский показатель инфляции.
По итогам первых трех недель января месячная инфляция оценивалась хотя и на высоком, но не опасном уровне в 2.4-2.7%, но в конце месяца произошел новый скачок роста цен.
В результате идущее вот уже почти полгода ускорение инфляции вышло на качественно новый уровень, отмечает М.Делягин.
После роста с 0.6% в сентябре до 1.1% в октябре, 1.4% в ноябре и 1.6% в декабре инфляция в январе 2002 г. ускорилась почти вдвое - до 3.1%, не просто превысив уровень января 2001 г. (2.8%), а поставив новый рекорд - достигнув уровня, непревзойденного с посткризисного февраля 1999 г.
М.Делягин напоминает, что в 2001 г. страну спасли дополнительные доходы экономики от благоприятной внешней конъюнктуры (цены на нефть) - 32 млрд долл. В результате доходы бюджета превысили утвержденный законом уровень более чем на треть, а расходы - на 15%. Последнее нейтрализовало основную часть критических последствий занижения инфляции.
Однако, по прогнозам М.Делягина, российская нефть будет стоить в 2002 г. на 6-7 долл. за баррель дешевле, чем предусмотрено бюджетом (23.5 долл. за баррель), и это лишит его 6-7 млрд долл.
Тогда, в условиях нехватки средств и ужесточения бюджетной дисциплины, при которой бюджетополучатель не может компенсировать сверхплановый рост цен и тарифов за счет переброски средств с менее приоритетных статей, станут нормой массовые отключения тепла и света, считает М.Делягин.
По его мнению, падение мировых цен на нефть, высокая инфляция и вызванная ею дезорганизация экономики затормозят рост до 3%. В результате за годы третьего витка либеральных реформ темпы развития России замедлятся почти втрое - с 8.3% в 2000 г. до 5.2% в 2001 г. и около 3% - в 2002 г.
Как отмечает М.Делягин, последние три месяца в стране проводится беспрецедентно жесткая финансовая политика, а в ноябре даже наблюдалось опасное (за исключением ее сезонных январских сокращений) после дефолта сжатие денежной массы. То, что ужесточение финансовой политики сопровождается ускорением инфляции, означает, по мнению М.Делягина, что последняя вызвана не монетарными факторами, не переизбытком денег в экономике.
Причина инфляционного взрыва в январе - последствия реформы ЖКХ: коммунальные платежи выросли в некоторых регионах в 1.9 раза, и при этом до сих пор отсутствует финансовая прозрачность естественных монополий, подчеркивает М.Делягин.
Комментарии отключены.