ЦБ РФ описал алгоритм действий на случай, если мошенники взяли кредит на чужое имя

МОСКВА, 21 окт - РИА Новости. Банк России опубликовал в своем Telegram-канале инструкцию, как россиянам оспорить долг, который они не оформляли и обнаружили в кредитной истории.

"Госуслуги" надежно защищены, но преступники используют разные хитрости, чтобы получить доступ к чужому аккаунту​​​. Их цель - взять на человека кредит или заем и украсть эти деньги. Если в кредитной истории обнаружился договор, который вы не оформляли, важно действовать быстро", - говорится в сообщении регулятора.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

ЦБ рекомендует сначала запросить свою кредитную историю через "Госуслуги". Информация о том, в каком из шести бюро она хранится, есть в Центральном каталоге кредитных историй (ЦККИ). Когда доступ к аккаунту на "Госуслугах" потерян, ЦБ указывает, что направить запрос в ЦККИ через портал не получится, в таком случае можно заказать справку из ЦККИ двумя способами.

Справку можно заказать через сайт Банка России, если известен свой код субъекта кредитной истории. Код можно найти в кредитном договоре либо уточнить в банке или микрофинансовой организации (МФО). Если код не известен или человек ни разу не оформлял кредит, то второй способ - через любой банк или МФО, кредитный потребительский кооператив, бюро кредитных историй, почтовое отделение или нотариуса. После того, как выяснится, в каком бюро хранится кредитная история, нужно запросить у него выписку. ЦБ, в частности, напоминает, что информация о долгах обновляется в истории в течение 2 рабочих дней.

"Что делать, если в истории обнаружен кредит или заем, который вы не оформляли? Как можно быстрее напишите в банк или МФО заявление о том, что не оформляли договор по своей воле и не получали деньги", - сообщает ЦБ.

Также ЦБ указывает, что нужно попросить провести внутреннее расследование; запросить подтверждающие документы, на основании которых были выданы деньги, а также реквизиты получателя средств. Если заявление о несогласии подается в бумажном виде, то ЦБ рекомендует потребовать поставить отметку о его приеме на втором экземпляре.

"Обратитесь с заявлением о мошенничестве в ближайшее отделение полиции. Приложите копию заявления в финансовую организацию, а также все полученные от нее документы или ответы. Укажите все обстоятельства, подтверждающие вашу непричастность. Например, детализацию смс за период, в который был оформлен кредит, время взлома, сканы электронных писем от "Госуслуг" и любую другую имеющуюся информацию", - говорится в сообщении.

Также ЦБ отмечает, что нужно дослать в банк или МФО талон-уведомление, полученный в полиции.

ОБЯЗАННОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ЦБ обращает внимание, что финансовая организация обязана ответить в течение 15 рабочих дней: она может аннулировать долг или отказать в этой просьбе. Регулятор проверит, насколько ответственно финансовая организация рассмотрела обращение клиента, подчеркивает ЦБ. Если она дала ответ формально, Банк России сам рассмотрит жалобу. При этом ЦБ подчеркивает, что не вправе обязать банк или МФО списать долг - это может сделать только суд.

Также ЦБ рекомендует перед подачей иска обратиться к финансовому уполномоченному, который рассматривает споры людей с банками и МФО до 500 тысяч рублей. Его решения имеют такую же юридическую силу, как и решения суда, поясняет регулятор.

МЕРЫ ЗАЩИТЫ АККАУНТА "ГОСУСЛУГ"

ЦБ также перечисляет меры, которые дополнительно защитят аккаунт на портале госуслуг от мошенников. В частности, регулятор рекомендует использовать сложные пароли, подключить двухфакторную аутентификацию, установить контрольный вопрос, активировать опцию уведомлений о входе в аккаунт, а также остерегаться фишинговых писем, замаскированных под письма от "Госуслуг".

"Помните, что служба поддержки "Госуслуг" никогда не запрашивает логины, пароли и коды доступа, - эта информация нужна только злоумышленникам", - подчеркивает ЦБ.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.