Ввести автоматическую проверку домашних заданий можно, но для простых заданий - эксперты

МОСКВА, 28 окт - РИА Новости. Автоматическую проверку домашних заданий в школах ввести можно, но только для простых заданий, например, тестовых, при этом компьютер не сможет проверить творческие задания, а отказываться от них нельзя, такое мнение выразили опрошенные РИА Новости эксперты.

Ранее замглавы Минцифры России Олег Качанов сообщил, что автоматическая проверка домашних заданий может быть включена в требования к новому типовому решению в сфере образования​​​. При этом позднее в пресс-службе Минцифры РИА Новости уточнили, что о переходе на полностью автоматическую проверку речи не идет.

ПРОВЕРЯЕТ КОМПЬЮТЕР

Как сообщил научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ) Виктор Болотов, сама автоматическая проверка заданий не новинка - такой системой уже пользовались во время коронавирусных ограничений.

"Грубо говоря, проверка знаний простейших формул, грамматика, что в русском, что в английском, арифметика - все это может проверять компьютер. В этом плане это известная практика, появились хорошие электронные платформы, которые позволяют это делать. Минпросвещения давно уже разрешило это делать. Ничего особенно нового", - сказал Болотов.

Он отметил, что в будущем можно ожидать, что все рутинные действия будет выполнять компьютер, при этом учитель будет работать на развитие ребенка - его творческих способностей, критических компетенций, умения работать в команде.

"Конечно, ни в коем случае не должно все замыкаться на автоматическую проверку, потому что тогда убивается творческая составляющая, а этого категорически быть не должно. Проверяя работу, учитель проверяет не только ответ, но и сами решения, ход решений. Поэтому здесь очень важно, чтобы ряд заданий оставался все-таки с традиционной проверкой", - добавил директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ Денис Янышев.

По словам эксперта, имеет смысл автоматизировать проверку простых заданий, но полностью уходить от выполнения школьниками творческих задач, которые проверяют не только правильность ответа, но и ход решения задач, правильность построения решения, где необходимо видеть не итоговый ответ, а как этот ответ получен нельзя, как и отдавать их на проверку системе.

В свою очередь, директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова также выразила мнение, что для типовых работ (тестов), которые можно представить в автоматизированной системе по заданному алгоритму автоматическая проверка уместна, но для творческих заданий (эссе, сочинений, исследовательских и проектных работ), а также для заданий с несколькими вариантами решений - скорее нет.

ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО

"Здесь все зависит от того, как это использовать. Конечно, дополнительные технологии, элементы обучения дают возможность повысить качество образования. Количество информации, которую нужно передать от учителя к ученику, оно постоянно растет, а количество времени остается прежним. Поэтому использование новых, прогрессивных элементов обучения и технологий, оно, конечно, может пойти в плюс", - добавил Янышев, отвечая на вопрос, как введение автоматической проверки домашнего задания может повлиять на качество образования.

Болотов же подчеркнул, что благодаря автоматической проверке у учителя появляется "временной ресурс".

"Чем хороши компьютеры? Я могу садиться выполнять задания тогда, когда мне это удобно. Я могу быстро отвечать на эти задания и получать ответ и при необходимости уточнять, исправлять. Есть так называемое адаптивное тестирование, которое позволяет тебе самому находить ошибки. Ну а учителю не нужно 30 тетрадок проверить и найти ошибки в каждой, конечно, если это будет делать компьютер, это будет намного лучше. В этом плане, на качество образования, конечно, повлияет. Появляется ресурс временной, интеллектуальный, и у учителя, и у ученика", - сказал Болотов.

Тарасова отметила, что качество образования - многоаспектная характеристика, где решения должны приниматься комплексно, поэтому сложно сказать, повысится оно или нет.

"Здесь надо учитывать многие факторы: уровень экономического развития и благосостояния региона, наличие и качество педагогических кадров, зарплаты учителей, нагрузка учителей, качество материально-технической базы школ, качество преподавания в школах, качество подготовки учащихся, качество управления… Исследование ФИРО РАНХиГС 2023 года по оценке цифровой зрелости общеобразовательных организаций показало, что одной из ключевых проблем по-прежнему является инфраструктурное обеспечение школ", - пояснила она.

УПРОСТИТ РАБОТУ ПЕДАГОГА

По мнению Янышева, задача разгрузить педагога и упростить ему работу решается, при этом необходимо научить педагогов правильно пользоваться системой, рассказать им методику.

Говоря о примерах того, как должна работать система автоматической проверки, чтобы действительно упростить работу учителей, эксперт привел в пример проведение в МГУ олимпиад школьников, в которых задания были разделены на три группы: первая - тестовые, вторая - задания с вариативной составляющей, разные для каждого участника олимпиады, такие задания отдавались на проверку системе. В третью группу вошли более сложные задания, где использовалась либо проверка педагогами, либо она дублировалась. Например, сначала задания проверяет система, а затем педагог может дать за задание дополнительные баллы, если использовалось какое-то оригинальное решение.

Болотов также согласился, что это может и упростить работу учителя, но того, который хочет использовать компьютер, в этих целях можно было бы провести повышение квалификации педагогов.

"В определенной степени такая система упростит работу учителей. Но надо учитывать и ряд таких факторов как цифровые компетенции учителей, технические возможности школы, скорость интернета. Потребуется время на "отладку" самого технического решения, так как одновременная работа всех учителей в системе "Моя школа" может не позволить эффективно ее использовать (такие сбои были регулярными во время массового перехода школ на дистанционное обучение)", - подчеркнула Тарасова.

Если будут постоянные "сбои", учителя потратят еще больше времени, а не сократят свою нагрузку, при условии качественного решения этой задачи, автоматизированный формат проверки домашних заданий может разгрузить учителя, пояснила эксперт.

Она выразила мнение, что система может работать следующим образом: учащийся выполняет домашнее задание в системе, учитель там же его проверяет, но должна быть обратная связь - ученик должен получить рекомендации о том, над чем нужно поработать, если этого в системе не предусмотрят, то и пользы от автоматизированной проверки не будет, а качество обучения еще больше снизится.

"Нужно продумать все так, чтобы система сама проводила анализ ошибок, иначе учителю нужно будет переделывать все заново вручную. В целом у учителей остается еще много бумажной работы, порой сохраняется дублирование в цифровом виде", - добавила Тарасова.

По ее словам, для автоматической проверки заданий в систему необходимо внедрить аналитико-прогностическую функцию, обратная связь, контроль (проверка того, как выполняются рекомендации учителя), а учитель после проверки всех работ должен получить детализированную аналитическую справку с результатами.

"В ближайшие лет 30 традиционные домашние задания не перекочуют полностью в компьютеры. То программное обеспечение, которое сегодня присутствует на рынке, работает плохо (например, пока нет возможности размещать сложные математические формулы или клеточные изображения по биологии и т.п.)", - заключила эксперт.

Комментируя идею выполнения школьниками задач на компьютерах, с точки зрения времени, которое дети проводят в гаджетах, Болотов подчеркнул, что "лучше с компьютером решать задачи, чем пропадать в соцсетях или стреляться в игрушках".

"На самом деле, все рутинные задания в школе - типовые задачки, задачки на использование формул, такие, не требующие творчества, все это может брать на себя компьютер. Это удобно и учителю, и ученику. А вот творческая работа, креативная, это, конечно, никакой компьютер учителя не заменит и тут освобождается в школе, на уроках время для работы над развитием ребенка, его творческих способностей", - заключил эксперт.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

29.10.2023
09:50
Остаток средств на подарочном сертификате не сгорит, его можно вернуть - Роскачество
29.10.2023
09:02
Объемы торговли России и Норвегии упали почти на 80% с начала 2023 г – посол РФ
29.10.2023
07:00
Россия впервые с 2014 года вошла в топ-10 поставщиков нефтепродуктов в Индонезию
28.10.2023
21:05
Госрегистрацию при экспорте из РФ пестицидов и агрохимикатов могут отменить - проект
28.10.2023
18:10
Ввести автоматическую проверку домашних заданий можно, но для простых заданий - эксперты
28.10.2023
14:40
Мишустин выразил соболезнования премьеру Казахстана в связи с гибелью шахтеров
28.10.2023
13:42
На G7 впервые прошла сессия по цепочкам поставок со странами Глобального Юга - министр
28.10.2023
12:30
Число жертв аварии на шахте в Карагандинской области Казахстана увеличилось до 28 - МЧС
28.10.2023
10:39
Власти Казахстана опровергли слухи о передаче "АрселорМиталл Темиртау" другим инвесторам
Комментарии отключены.