МОСКВА, 20 июн - РИА Новости. Снижение ключевой ставки ЦБ РФ, введение прогрессивной шкалы подоходного налога, программный принцип построения бюджета и госпланирование - такие меры предлагает Комиссия Совета Федерации по мониторингу экономического развития в докладе "О состоянии и неотложных мерах по развитию экономики".
Кроме того, сенаторы выступают за рублевую "эмиссию, рассчитанную исходя из объективной потребности экономики в денежных средствах" и предлагают вести разработку недр на основе операторских контрактов, при которых добытые полезные ископаемые остаются в собственности государства.
По мнению комиссии, необходимость изменения финансово-кредитной политики страны является краеугольным камнем стабилизации отечественной экономики.
"Во всем мире идет значительная денежная экспансия. В отличие от экономически эффективных стран... финансовые структуры нашей страны заняли крайне жесткую монетаристскую позицию, пытаясь решить все проблемы экономики через закрытие для реального производства кредита за счет сверхзавышенной критической ставки, что неизбежно ведет к сокращению экономической активности, и создает условия для спекулятивной экономики, которая только и возможна при такой ставке кредита", - отмечают законодатели.
"Сложившаяся экономическая ситуация определяется краткосрочным финансовым подходом, вместо того чтобы использовать долгосрочные фундаментальные проекты развития. Политика сокращения кредитов на инвестирование делает развитие реального сектора экономики невозможным", - уверены в комиссии СФ.
Банк России 16 июня снизил ключевую ставку до 9% с 9,25% годовых. До этого в текущем году регулятор уже успел дважды снизить ключевую ставку — в марте на 0,25 процентного пункта и в апреле на 0,5 процентного пункта. Ранее глава комиссии, первый замглавы экономического комитета СФ Сергей Калашников заявил РИА Новости, что ставка ЦБ не должна превышать 3% годовых.
"Снижение инфляции в первые месяцы 2016 года обусловлено, прежде всего, существенным падением покупательной способности населения – что подтверждается многочисленными данными – а не усилиями ЦБ", - отмечают сенаторы.
"Представление Центрального банка, что инфляцию можно подавить только беспрецедентным сокращением денежной массы не соответствует ни современной экономической теории, ни практике", - считают авторы доклада.
"Существующая практика товарно-денежного обращения привела к разбалансированности денежной массы с объемом выпускаемой продукции и снижению внутреннего спроса. Необходим переход Центробанка России от политики привязки рублевой эмиссии к золотовалютным резервам к эмиссии, рассчитанной, исходя из объективной потребности экономики в денежных средствах", - считают парламентарии. "Иными словами, объем денежной эмиссии должен быть четко привязан к реальному валовому внутреннему продукту с учетом скорости обращения денег",- говорится в докладе.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Практически остается нереализованным программный принцип построения бюджета, отмечают сенаторы. "Программы не содержат конкретных показателей, промежуточных итогов, этапов распределения средств и подвергаются постоянным корректировкам. Имеющиеся программы не увязаны между собой, существуют сами по себе, не создавая целостной системы", - подчеркивает комиссия СФ.
Между тем, отмечают сенаторы, госпланирование в разных видах свойственно многим развитым странам. Стратегии и планы социально-экономического развития страны должны быть нацелены на опережающее развитие отраслей новых технологических укладов, обеспечивающих передовые позиции в развитии знаний, техники и технологий, а также конкурентноспособность производств и продукции на мировых рынках, говорится в докладе.
"С учетом сложившегося положения и задач, стоящих перед страной, необходимо ввести в практику разработку среднесрочных и годовых планов... Данные планы должны содержать задачи территориального распределения производительных сил страны, определения материальных балансов, потребности в материальных, людских и иных ресурсах, индикативных и реальных показателей экономического развития страны", - считают парламентарии.
По их мнению, они необходимы для создания государством условий экономического развития, планирования инфраструктурных проектов, обеспечения стабильности рынка и создания ему ориентиров.
НАЛОГИ
В условиях стагфляции жесткий мораторий на изменения федерального налогового и бюджетного законодательства в течение 3-5 лет, за исключением протекционистских мер, является абсолютно необходимым, это относится в полной мере и к косвенным налогам (платежам), подчеркивают законодатели.
Особую проблему, по их мнению, представляет созданная в России система взимания налога на добавленную стоимость (НДС). "В случае с НДС конечным налогоплательщиком в стране является конечный потребитель, а предприятия за счет своих сбереженных средств фактически кредитуют предварительно государство суммой в размере собираемых с них налогов. Подобное налогообложение негативно влияет на экономику, плохо решая и фискальную задачу", - считают сенаторы. По их мнению, может быть использован "налог с оборота".
В комиссии также считают, что в России необходима прогрессивная шкала подоходного налога, которая сегодня применяется практически во всех странах мира. Прогрессивная шкала НДФЛ должна сочетаться с необлагаемым месячным доходом в размере, например, менее двукратного размера прожиточного минимума. Ставку 13% нужно оставить на ежемесячный доход до некоторой фиксированной суммы, доходы, превышающие эту норму, должны облагаться по повышенной ставке, считают сенаторы.
Важным условием развития является регулирование тарифов естественных монополий, включающее в себя нормирование нормы прибыли и расходов из прибыли; налоги на сверхнормативные затраты (превышение фондов потребления, повышение нормативных затрат на ресурсы); изъятие сверхприбылей монополий, перечисляют авторы доклада.
Сенаторы также предлагают ввести налоговые стимулы для предприятий высокотехнологичных отраслей. "Предлагаем расходы предприятия на приобретение оборудования определенной стоимости (например, до 5 миллионов рублей в год) сразу списывать на себестоимость, без уплаты налога на прибыль с этой суммы (амортизационная премия 100%)",- поясняется в докладе.
НЕДРА
"Мы предлагаем законодательно установить, что природные богатства могут разрабатываться только на основе операторских контрактов – когда частная или госкомпания – оператор, добывает природные ресурсы (разрабатывает недра) за цену, согласованную в контракте, заключенном ею с российским государством", - отмечают сенаторы. В этом случае нефть, газ, никель, золото остаются в собственности государства. На таких условиях наши компании ("Лукойл", "Газпром нефть", "Роснефть") работают за рубежом, напоминают сенаторы.
По их мнению, необходимо также разделение природоресурсных налогов на абсолютную и дифференциальную ренту. Любое предприятие обязано платить абсолютную ренту. Дифференциальная рента должна стать механизмом стимулирования.
ПРОИЗВОДСТВО
Сенаторы также отмечают, что перед Россией стоит задача занять одно из ведущих мест в научно-технологической гонке, которая идет в мировой экономике. "Проигрыш в этом соревновании будет означать экономическую и социальную деградацию", - говорится в докладе.
"Глобальные экономические трансформации в обществе не могут происходить без консолидации и духовного подъема нации. Климат доверия к власти, формирования энтузиазма нового строительства являются самостоятельной целью, условием положительных перемен, уверены законодатели. По сути, нужна новая социальная политика, обеспечивающая модернизацию страны", - заключили парламентарии.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.