МОСКВА, 20 сен - РИА Новости/Прайм. Российские банки могут внедрять биометрию, или идентификацию клиентов по внешним данным, без ограничений, но не все об этом знают и могут активно инвестировать в новые технологии, следует из опроса РИА Новости кредитных организаций и экспертов.
Первым о готовности применения биометрии в работе с клиентами из российских банков сообщил в мае Сбербанк. По словам его главы Германа Грефа, банк работает над технологиями распознавания лица и голоса клиентов, и сначала планируется внедрить идентификацию клиента по ладони, затем по изображению лица и голосу. Начать нововведения банк планировал постепенно с 2017 года. Законодательных ограничений для внедрения банками биометрии при работе с клиентами нет, сообщил Банк России.
"Схема, о которой идет речь, - это, по сути, авторизация, то есть подтверждение личности ранее идентифицированного клиента. В то же время сейчас в действующем законодательстве термин "авторизация" отсутствует, и вопросы подтверждения личности ранее идентифицированных клиентов решаются кредитными организациями самостоятельно", - сообщили РИА Новости в пресс-службе ЦБ.
ИНВЕСТИЦИИ КАК ПОМЕХА
Проблем для внедрения биометрии российскими банками быть не должно, в том числе со стороны регулятора, считает вице-президент Ассоциации региональных банков "Россия" Алина Ветрова.
"Препятствий для внедрения биометрии быть не должно. Более того, это достаточно надежный, с моей точки зрения, инструмент, гораздо более надежный, чем все другие способы идентификации. Другой вопрос, чтобы он работал качественно, банкам необходимы достаточно большие инвестиции в технологии, и пока нет уверенности в том, что все российские банки будут способны себе это позволить. Поэтому важно, чтобы идентификация при помощи биометрии была все-таки добровольной, и сам банк выбирал для себя, какой именно способ идентификации он будет применять", - сказал Ветрова.
Риски в использовании банками биометрии такие же как и при других способах идентификации и касаются сохранности информации, указала она.
"В отношении же мошенничества, рисков гораздо меньше. Важно обеспечить сохранность данных, но это важно не только для биометрии, это важно для любых способов идентификации. В этом плане биометрия ничуть не хуже других вариантов, если к ней подходить серьезно и делать соответствующие инвестиции. Самый простой способ применения биометрии - через отпечатки пальцев, который уже достаточно активно используется крупными игроками на рынке розничных банковских услуг. С моей точки зрения, это и удобный способ, и достаточно надежный", - считает эксперт.
Что касается голосовой идентификации, то ее уже использует целый ряд банков в работе своих колл-центров для того, чтобы четко определять с тем ли клиентом они общаются, отмечает Ветрова. Однако голосовая идентификация, не может быть основным способом идентификации, а в большой степени должна служить дополнительным механизмом, способом ускорения коммуникации с клиентами, добавляет она.
"Не думаю, что по контролю за этим инструментом нужны дополнительные меры со стороны регулятора. Есть требования по идентификации клиентов, и эти требования банки обязаны выполнять. Что касается первичной идентификации, то она проводится по паспортным данным при условии явки клиента в банк, а далее уже банки вольны проводить идентификацию, если речь идет об операции по пластиковым картам или в интернет-банке – более простым способом", - подчеркнула вице-президент Ассоциации "Россия".
Когда в будущем биометрия будет активно распространена, появятся государственные базы данных, позволяющие достоверно определить аутентичность биометрических данных клиентов, прогнозирует Ветрова.
"Тогда кредитные организации будут заинтересованы в изменении подходов Банка России, получении возможности проводить удаленную идентификацию клиентов вообще без их физической явки в банк, но это дело не столь близкого будущего", - отметила эксперт.
ПОПУЛЯРНОСТЬ БИОМЕТРИИ
Тинькофф банк готов внедрять биометрию по полной программе, когда это станет возможным, сообщили в пресс-службе банка.
"Когда это станет возможным, мы в полной мере начнем применять биометрические данные для подтверждения транзакций. Сейчас мы пользуемся системой NICE Voice Authentication для распознавания голоса клиента во время телефонного звонка в банк", - сказали в Тинькофф банке.
Система распознавания голоса позволяет сократить количество дополнительных вопросов к клиенту, что удобно, так как операторы задают меньше уточняющих вопросов. Это выгодно и банку, так как сокращает среднее время телефонного разговора, и безопасно, так как голос относится к уникальным характеристикам человека, пояснили в банке.
"При этом мы не отказываемся полностью от дополнительных вопросов во время звонка, так как в отдельных случаях голосовая аутентификация невозможна (фоновый шум, хрипота голоса)", - уточнили в пресс-службе банка.
В то же время банк "Югра" рассматривает возможность внедрения биометрии, но постепенно, так как эта технология не будет пользоваться в самом ближайшем будущем популярностью у клиентов.
"Конечно, использование биометрии — отличное решение, так как многие сталкивались с ситуацией, когда в банке нужно быстро решить внезапно возникший вопрос, но в отделении им не могли помочь, поскольку, например, человек не имел с собой паспорта. Но быстрое внедрение такой технологии сопряжено с техническими сложностями, к тому же, стоит учитывать тот факт, что большая часть населения все еще крайне консервативна: далеко не все люди готовы предоставить свои данные для идентификации", - подчеркивает председатель правления банка "Югра" Дмитрий Шиляев.
"Мы считаем, что биометрия в краткосрочной и среднесрочной перспективе не будет пользоваться популярностью у наших клиентов. Но в долгосрочной перспективе, скажем, года через два–три, без сомнения, можно прогнозировать, что люди будут активно соглашаться на новые способы идентификации, поскольку это удобно и существенно повышает уровень безопасности", — добавил глава банка "Югра".
ПОПРАВКИ В ЗАКОНЫ
Однако ряд банков ждут изменений в законодательство, полагая, что они позволят вводить биометрию без ограничений.
Бинбанк прорабатывает разные способы идентификации клиентов с помощью биометрии, прежде всего по лицу, сообщил руководитель блока электронного бизнеса группы Бинбанка Алексей Дегтярев.
"Мы работаем над различными методами авторизации и идентификации. В части авторизации – банк может проводить ее как угодно, здесь нет никаких ограничений (это может быть, в частности, логин с паролем, отпечаток пальца, голосовая авторизация). Авторизация позволяет, к примеру, войти в мобильное банковское приложение", - рассказал он.
"В части идентификации клиентов Бинбанк работает в рамках российского законодательства, которое позволяет банку проводить идентификацию по паспорту или банковской карте с пин-кодом (если речь, к примеру, идет о выдаче денег в банкомате). Однако на перспективу в качестве эксперимента мы прорабатываем другие способы идентификации, прежде всего – по биометрии лица человека", - сказал Дегтярев.
Банк РНКБ, крупнейший в Крыму, готов оперативно разработать и использовать стратегию по внедрению биометрических технологий для подтверждения операций при условии соответствующих изменений в законодательстве по регулированию банковской деятельности, сообщили в пресс-службе банка.
"В настоящее время банк использует как дополнительную опцию в одном из дистанционных сервисов возможность идентификации клиента по отпечатку пальца. Кроме того, банк изучает возможности других биометрических технологий, в частности, дополнительного подтверждения личности заемщика на основании автоматического распознавания фото или видео", - добавили в РНКБ.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.