Москва, 7 октября. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Стоимость нефти марки Brent превысила 50 долл за барр. на ожиданиях дальнейшего снижения мирового производства из-за сокращения инвестиций в нефтяные проекты. Кроме того, трейдеры обсуждают поступающие сигналы о планах ведущих производителей нефти предпринять коллективные усилия для повышения цен и стабилизации рынка.
Стоимость ноябрьского контракта на нефть Brent к текущему моменту достигла 52.75 долл за барр., повысившись на 1.4% с начала дня после вчерашнего роста на 5.4%.
Первоначальным драйвером повышения цен на нефть во вторник стало заявление Генерального секретаря ОПЕК Абдаллы эль-Бадри в ходе конференции в Лондоне, что существенное сокращение инвестиций в нефтяные проекты приведет к сужению объемов добычи и снижению поставок нефти. Эль-Бадри полагает, что в этом году глобальные инвестиции в нефтегазовые проекты сократятся на 22.4%.
Позднее во вторник восходящий импульс на рынке нефти усилился благодаря публикации ежемесячного доклада Управления по энергетической информации (EIA) Минэнерго США. По оценке EIA, в сентябре производство нефти в США сократилось на 120 тыс. барр. в сутки по сравнению с августом, достигнув 9 млн барр. в сутки – минимального уровня с сентября 2014 года. EIA ожидает, что добыча нефти в США продолжит снижаться до середины следующего года и начнет восстанавливаться к концу 2016 года.
Кроме того, в докладе EIA говорится, что в 2016 году мировой спрос на нефть вырастет максимальными темпами за последние 6 лет, в то время как поставки нефти из стран, не входящих в ОПЕК, останутся на прежнем уровне. EIA прогнозирует увеличение мирового спроса на нефть в следующем году на 270 тыс. барр. в сутки до 95.2 млн барр. в сутки, что оказалось на 0.3% выше предыдущего прогноза. Вместе с тем, мировые поставки нефти, по мнению EIA, в 2016 году вырастут до 95.98 млн барр. в сутки, и это на 0.1% ниже сентябрьского прогноза.
С начала текущей недели на рынке нефти сформировался повышательный тренд, что было преимущественно связано со слухами о готовности России провести встречу со странами – производителями нефти, как входящими, так и не входящими в ОПЕК. Как ожидается, на этой встрече будут обсуждаться текущие условия на рынке нефти и совместные усилия по предотвращению дальнейшего снижения цен. По мнению аналитиков, если такая встреча состоится, то основным вопросом в повестке дня станет возвращение на рынок Ирана, которое следует сделать максимально безболезненным для других производителей.
В данный момент Россия, наряду с Саудовской Аравией, является крупнейшим поставщиком нефти на мировой рынок. В последнее время Россия наращивает объемы добычи нефти, стремясь компенсировать потери госбюджета из-за длительного периода низких цен на энергоносители.
По данным МВФ, поставки нефти и газа составляют 65% экспорта России, формируя 52% федерального бюджета и 14.5% ВВП в 2014 году. При этом если включить в расчет цифры продаж и производства энергоносителей на внутрироссийском рынке, то вклад углеводородов в ВВП РФ составляет порядка 30%.
Таким образом, нефтегазовая отрасль является ключевым фактором развития экономики России, однако она играет не менее важную роль и для её соседей. В 2014 году доля России в поставках нефти и природного газа в Европу составила порядка 25% и 30% соответственно, а поставки нефти в Китай в рамках договора с "Роснефтью" в прошлом году достигли 22.6 млн тонн.
МВФ прогнозирует, что средняя стоимость нефти Brent в 2015 году составит 60.1 долл за барр. и вырастет до 65.8 долл за барр. в 2016 году. Прогнозы EIA более пессимистичны - 54.07 долл в 2015 году и 58.57 долл в 2016 году.
Введенные США и Евросоюзом санкции против России в ответ на аннексию Крыма и поддержку пророссийских повстанцев на востоке Украины оказали давление на российскую нефтегазовую отрасль. В рамках санкций запрещено финансирование нефтегазовых разработок, поставка оборудования и технологий для ключевых энергетических проектов в России. Эксперт портала oilprice.com Далан Макэндри подсчитал, что российской компании "Новатэк" и ее партнёрам – французской Total и китайской Chinese National Petroleum Company не хватает около 15 млрд долл для строительства заводов по производству сжиженного газа "Ямал СПГ" (общая стоимость проекта оценена в 27 млрд долл). Кроме того, российские официальные лица недавно сообщили, что компании "Роснефть" и "Газпром" отложили на 2-3 года разработку некоторых проектов шельфового бурения из-за низких цен на энергоносители и негативных последствий западных санкций. Санкции также подрывают возможности "Газпрома" в разработке Чаяндинского и Ковыктинского месторождений в Восточной Сибири, откуда планируется поставлять природный газ в Китай в рамках двустороннего 30-летнего контракта на общую сумму 400 млрд долл.
Как отмечается в статье Далана Макэндри, ещё одним фактором, оказывающим давление на российскую нефтегазовую индустрию, являются активные усилия Евросоюза, направленные на сокращение зависимости от российских энергоносителей. Эта стратегия Евросоюза стала более явной после ухудшения отношений с Россией из-за украинского кризиса.
Также поводом для опасений российских властей является наращивание добычи нефти и газа в США и Канаде. США стремятся стать одним из ключевых поставщиков энергоносителей на мировой арене, и в случае снятия запрета на экспорт нефти из США конкуренция между Россией и США усилится.
Автор статьи полагает, что нынешние действия Путина на Ближнем Востоке связаны с необходимостью нейтрализации описанных выше угроз. В частности, участие российских ВКС в вооруженном конфликте в Сирии может повысить привлекательность поставок нефти и газа из России и понизить конкурентоспособность Саудовской Аравии и ее союзников в Персидском заливе.
При выборе поставщика нефти и газа импортёр в первую очередь рассматривает вопросы безопасности. Например, Китай, опасаясь военно-морских сил США, предпочитает получать природный газ через трубопроводы и часто отказывается от поставок сжиженного газа танкерами. И теперь Россия сможет использовать преимущества над конкурентами из Персидского залива, которые зависят от морских транспортировок через Персидский залив и Красное море для поставок своей нефти и сжиженного газа. Расширив собственную авиабазу и военное присутствие в Сирии, Россия в координации с Ираном, президентом Сирии Башаром Асадом и, в конечном итоге, с Ираком получает возможность нарушить стабильность поставок энергоносителей через Персидский залив и Красное море.
Стратегия Путина также направлена на укрепление взаимодействия России со странами ОПЕК. Россия уже имеет обширные и тесные связи с Ираном и Венесуэлой и в настоящее время закладывает основу для таких же тесных связей с Ираком. Путин объединил усилия с наиболее бедными странами - членами ОПЕК, которые не располагают финансовыми ресурсами для противостояния невыгодной ценовой конъюнктуре в течение длительного периода и которые не согласны с политикой Саудовской Аравии (в числе этих стран - Иран, Ирак, Ангола, Нигерия, Ливия, Алжир, Эквадор и Венесуэла).
Таким образом, Путин расчленяет ОПЕК на два лагеря - блок неимущих и блок богатых стран (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар), чем ослабляет влияние ОПЕК, изолирует Саудовскую Аравию и вынуждает её отказаться от нынешней политики в поисках компромисса. Путин оказывает поддержку президенту Венесуэлы Мадуро, когда тот обращается с призывами к странам ОПЕК провести экстренное заседание картеля. Например, в начале сентября Путин сказал Мадуро, что Россия и Венесуэла "должны объединиться, чтобы укрепить цены на нефть".
Россия также могла бы сотрудничать с Ираном и Ираком для получения доли Саудовской Аравии на жизненно важном китайском рынке. В недавней статье Bloomberg говорится, что Саудовская Аравия, Иран, Россия, Ирак и другие страны ведут интенсивную конкурентную борьбу в Китае – втором по величине рынке импорта энергоносителей и главном источнике роста на ближайшие годы. Координируя усилия с Ираком и Ираном, Россия сможет предлагать китайцам более низкие цены, чем Саудовская Аравия, увеличивая давление на конкурента благодаря девальвации валют. Отпустив рубль в свободное плавание, Россия повысила привлекательность своих цен на нефть в отличие от Саудовской Аравии, национальная валюта которой привязана к укрепляющемуся доллару США. Если Иран и Ирак последуют примеру России, их доходы в национальных валютах от продажи нефти снижаться не будут, в то время как Саудовская Аравия окажется в проигрышном положении.
Каждый из описанных выше вариантов даёт Путину возможность ослабить негативные последствия санкционной политики и низких цен на нефть. Тем не менее, ему придётся играть осторожно, чтобы не усилить опасения Европы по поводу чрезмерной зависимости от российских энергоносителей и не пробудить подобные опасения в Китае. Кроме того, излишне активная конфронтация РФ с США и Европой в Сирии может привести к расширению экономических и финансовых санкций. Следует также отметить, что Иран и Ирак вряд ли захотят стать слишком зависимыми от России, которая испытывает дефицит ресурсов, необходимых для развития нефтегазовой отрасли.
В конечном итоге, есть основания полагать, что гамбиты Путина в Сирии, а также в сотрудничестве с Сирией, Ираном и Ираком в области разведки и безопасности окажутся удачными. Однако полной уверенности в этом нет, учитывая итоги войны СССР в Афганистане и негативный опыт Путина на востоке Украины.
Подготовлено с использованием материалов MarketWatch.
Комментарии отключены.