МОСКВА, 6 мар - РИА Новости/Прайм. Первый прототип беспилотного грузовика "КАМАЗ", который крупнейший российский производитель грузовиков разрабатывает совместно с Cognitive Technologies и "ВИСТ Групп", будет испытан в июле 2015 года на полигоне МЧС в Москве, рассказала РИА Новости генеральный директор Cognitive Technologies Ольга Ускова.
Дальнейшая программа испытаний беспилотника предусматривает тесты на равнинном полигоне в Татарстане, а также большой пробег беспилотных "КАМАЗов" по маршруту "Москва - Пекин".
МОСКОВСКИЕ ИСПЫТАНИЯ
"Первые испытания пройдут в Москве, на полигоне МЧС. Некоторые рабочие испытания уже идут. Первый прототип - в июле этого года", - подтвердила Ускова. Об испытаниях первого прототипа также рассказывал в интервью корпоративной газете "Вести КАМАЗа" главный конструктор по инновационным продуктам НТЦ "КАМАЗ" Сергей Назаренко.
"К июлю должен появиться прототип, на котором мы отработаем часть различных сценариев: дистанционное управление и автономное движение. Испытания пройдут в Москве на закрытых полигонах. На случай нештатной ситуации во время испытаний в кабине будет водитель", - рассказал он в интервью корпоративной газете.
ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС
При этом стоимость проекта Ускова оценила в 18 миллиардов рублей. Ранее озвучивалась цифра в 12 миллиардов. "18 миллиардов (рублей) - это вместе с полигоном. 12 миллиардов – это что касается самой машины, еще порядка 6-8 миллиардов - на строительство полигонных площадей", - пояснила Ускова.
По ее словам, все мировые автопроизводители, работающие над проектами беспилотного транспорта, разделяют производство самого автомобиля и создание полигонных площадей для развития и испытания таких видов транспорта. При этом полигоны должны быть оборудованы должным образом, пояснила Ускова.
"Полигон - это вполне окупаемый проект, такая инфраструктурная часть может оказывать испытательные услуги не только для российских компаний, но для мировых. Цикл окупаемости полигона - около шести лет", - оценивает Ускова.
Проект беспилотника "КАМАЗ" предусматривает государственное и частное финансирование. "Мы рассчитываем на 30% со стороны коммерческих компаний и 70% со стороны государства. Наши вложения сейчас идут в таком режиме, ждем реакции государства. Если будет ухудшение общеэкономической ситуации, будет поднят процент участия инвесторов", - рассказала Ускова.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ
По завершении испытаний в Москве машину будут тестировать на равнинном полигоне в Татарстане. "Хотим стартовать с равнинного полигона в Татарстане, есть договоренность с Рустамом Миннихановым (президентом Татарстана – ред.). Надеемся провести их в этом году. Положительная резолюция на всю эту программу от премьер-министра Дмитрия Медведева получена. Есть соответствующее поручение от Медведева (главе Минпромторга Денису) Мантурову", - отметила Ускова.
Обширная программа тестирования беспилотного автомобиля необходима для обучения интеллектуальных систем в условиях различных дорожных ситуаций.
"Количество дорожных сценариев исчисляется десятками тысяч или даже более. Машина должна уметь в каждой ситуации находить решение, распознавать объекты: столб, дерево, человек, край дороги и прочее; отслеживать движение нескольких объектов в режиме реального времени, принимать решение и корректировать свою траекторию движения", - рассуждает Назаренко в интервью.
Далее, после полигонных испытаний, планируется пробег беспилотных "КАМАЗов" по маршруту "Москва – Пекин". "Автомобиль нужно обгонять по всему миру, чтобы набрать практику и выявить ошибки. Сейчас планируется караван беспилотных "КАМАЗов" Москва-Пекин с проходом горной и равниной части. В каждой машине будет водитель, но это будет уже полный прогон беспилотных режимов в присутствии водителя-испытателя", - объясняет Ускова.
Кроме этого, в Cognitive Technologies надеются испытать беспилотник в горной местности - Чечне и Дагестане. "Для системных испытаний автомобильных роботов нужна не только равнинная местность, но и горная и прибрежная территория. Это в стратегии на 10-15 лет смотрим", - поясняет Ускова.
В ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Программа испытаний до готовности прототипа для промышленной эксплуатации около четырех лет, говорит Ускова. То есть, к 2019 году беспилотный "КАМАЗ" будет готов к выезду на дороги. Однако главный конструктор по инновационным продуктам "КАМАЗа" не столь оптимистичен. По его мнению, создание интеллектуальной системы помощи водителю SmartPilot займет два-четыре года. Сделать грузовик с дистанционным управлением (система AirPilot) получится за пять лет, а полностью автономно передвигающийся "КАМАЗ" - в течение десяти лет, оценивает он.
Сейчас правила дорожного движения не предусматривают передвижение по дорогам беспилотников. По оценке Усковой, адаптация законодательства может занять три-четыре года. Машины-роботы будут выпущены на дороги только после многолетних тестов, говорит Назаренко. "К 2025-2027 годам, думаю, мы сможем создать беспилотник для выпуска на дороги общего пользования, который будет иметь степень безопасности большую, чем если бы машиной управлял человек", - считает он.
ЦЕНА ВОПРОСА
Согласно мировому опыту, прототипы могут быть до 10 раз дороже серийных образцов: все делается индивидуально, в одном экземпляре, на заказ, говорит Назаренко. "Что касается серийного производства, то наша задача, чтобы авторобот стоил максимум вдвое больше обычной машины", - отметил он. Средняя рыночная стоимость грузовика "КАМАЗ" на данный момент составляет от 2,5 до 3 миллионов рублей.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.