Москва, 30 июня. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Партнеры России по Таможенному союзу – Казахстан и Белоруссия - не поддержали ее намерение повысить пошлины на ввоз товаров с Украины. Об этом пишут "Ведомости".
Как сообщалось, 27 июня президент Украины Петр Порошенко подписал экономическую часть соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Украина готовилась к подписанию еще при Викторе Януковиче, Порошенко даже сообщил, что воспользовался ручкой с прошлогоднего саммита "Восточного партнерства", где намечалась первая церемония подписания.
Ключевая составляющая экономической части ассоциации — соглашение о зоне свободной торговли Украины и ЕС, оно предполагает обнуление импортных пошлин. Но Украина также член зоны свободной торговли СНГ. ЕС считает зоны полностью совместимыми, а Россия опасается, что после отмены торговых барьеров в Таможенный союз под видом украинских хлынут дешевые европейские товары.
Россия еще при правлении на Украине президента Януковича обещала в ответ ввести защитные меры, но Янукович соглашение об ассоциации с ЕС подписать не решился. Сейчас позиция та же, говорит федеральный чиновник, участвующий в переговорах. Меры могут быть введены, когда начнется реализация соглашения, говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Чтобы ввести ограничения на украинский импорт, Россия должна была заручиться поддержкой Белоруссии и Казахстана, партнеров по Таможенному союзу.
Как выяснило издание, сделать Россия этого не смогла. На заседании совета Евразийской экономической комиссии Россия предложила Белоруссии и Казахстану принять общую резолюцию о новом режиме для украинских товаров, но предложение было отвергнуто, рассказали федеральный чиновник, участвовавший в переговорах, и сотрудник аппарата правительства. А раз Белоруссия и Казахстан не согласились, Россия в соответствии с правилами Таможенного союза получила право действовать в одностороннем порядке, объясняют собеседники.
Россия может сама ввести меры в отношении Украины, без "решения на троих", говорил и первый вице-премьер Игорь Шувалов, но на каких основаниях — не сообщил. Представитель секретариата Шувалова от комментариев отказался.
"Это разговор, который касается всех сторон — и Украины, и России, и наших партнеров по единому экономическому пространству, — сказал Песков. — Защитные меры так или иначе потребуются, и мы продолжим диалог, чтобы эти меры были совместными, а не односторонними".
Представитель правительства Белоруссии подтвердил, что страна отказалась поддержать резолюцию. Вице-премьер Белоруссии Сергей Румас заявил, что Белоруссия выступила резко против: угрозу для экономики Таможенного союза оценить пока нельзя, а значит, нет необходимости срочно принимать такие решения. Связаться с представителем правительства Казахстана не удалось.
"Мы наших казахских и белорусских партнеров понимаем", — говорит сотрудник аппарата правительства России: Казахстан находится в процессе присоединения к ВТО и зажат в жесткие рамки переговоров — появится риск, что Украина заблокирует его вступление. А у Белоруссии 600-километровая граница с Украиной — закрыть ее технически очень сложно и экономически невыгодно, считает он.
Суть любого таможенного союза — единые правила торговли, говорит Александр Кнобель из Института Гайдара: с 2015 г. начнет действовать Евразийский экономический союз, который предполагает общий рынок и общую экономическую политику, а Россия по-прежнему вводит собственные правила в торговле.
Чтобы защитить рынок от украинского импорта, Россия хочет использовать приложение 6 к договору о зоне свободной торговли СНГ. Оно позволяет отменить преференции, если импорт из страны — члена зоны свободной торговли возрастает так сильно, что наносит ущерб их экономике или если есть такая угроза. Вместо нулевой пошлины в этом случае будет применяться единый таможенный тариф по правилам ВТО, т. е. ввозные пошлины для украинских товаров могут вырасти с 0 до 7.1% — такой будет средневзвешенная ставка российского импортного тарифа с сентября, сейчас она 7.8%.
Если Белоруссия не поднимет пошлины и не закроет границу, украинские экспортеры попробуют ввозить товары через ее территорию, признает федеральный чиновник. Между таможенными службами союза налажено информационное взаимодействие и, если по какой-то товарной позиции в Казахстане или Белоруссии будет двух- или трехкратный рост, Федеральная таможенная служба России это сразу увидит, указывает сотрудник аппарата правительства. Нормативная база позволяет в таких случаях защищать рынок и от поставок из стран — участниц Таможенного союза, указывает он: "Хотя, конечно, этого лучше избежать".
Проблема транзитной поставки дешевых товаров из ЕС через Украину во многом надуманна, считает Кнобель: таможенная граница не отменяется, происхождение товаров можно контролировать, нарушения — обычная контрабанда. Но если исходить из логики нанесения экономического ущерба Украине в наказание за выбор евроинтеграции, то следует отдавать себе отчет, что это неминуемо вызовет и собственные потери, подчеркивает он, — для России, возможно, они будут менее ощутимы, чем для Украины, но потерями быть не перестанут.
Российский бизнес и так ощутил на себе последствия украинского кризиса. "Мы сейчас избавляемся от своего бизнеса на Украине, и, надеемся, к концу лета у нас это получится", — говорит сотрудник одного из российских ритейлеров: причина — беспорядки в стране и ухудшение отношений с Россией.
Доля Украины в российском экспорте — 4.5-6%, но товарная структура более диверсифицирована, чем во все прочие страны, вместе взятые, пишут эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) в докладе "Тупик борьбы интеграций в Европе". Перенаправить в другие страны те несырьевые товары (в 2013 г. — на 9.7 млрд долл.), которые сейчас идут на Украину, получится лишь на 40-45%, подсчитал КГИ, т. е. Россия лишится до 5.8 млрд долл., или 1.1% своего экспорта. Потери от приостановки украинского импорта меньше: быстро заместить не получится лишь некоторые комплектующие для оборонной промышленности и машиностроения — не более чем на 2 млрд долл.
Россия — основное направление украинского экспорта: в 2013 г. на ее долю пришлось 24% поставок, второе место у Турции — всего 6%. Перенаправить удастся не более 15% поставок, выпадающая экспортная выручка в первый год может составить до 15 млрд долл., подсчитали в КГИ. В 2011-2013 гг. российские компании уже сократили инвестиции в активы на Украине, показал мониторинг центра интеграционных исследований Евроазиатского банка развития. Соглашение об ассоциации с ЕС усложняет ситуацию: Украине придется переходить на технические стандарты и нормы Евросоюза, а это станет дополнительным сдерживающим фактором для прямых инвестиций из России. Шоковый сценарий разрыва отношений обойдется Украине в 33 млрд долларов, подсчитали в КГИ, это вдвое больше, чем пакет помощи МВФ, обещанный Украине на 2014-2015 гг.
Соглашение об ассоциации с ЕС вступит в силу после ратификации парламентами Украины и Европы, а до ухода украинской Рады на каникулы осталась неделя — срок слишком маленький, заявил Порошенко. На этой неделе пройдут экспертные консультации России, Украины и Евросоюза.
Комментарии отключены.