Москва, 17 марта. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Михаил Фридман, номер два в российском списке Forbes, покупает одну из крупнейших нефтегазовых компаний Германии RWE Dea за 5.1 млрд евро. Об этом сообщает "РБК".
Если сделка будет закрыта, она станет одной из самых дорогостоящих зарубежных покупок российского бизнеса.
Dea будет куплена на деньги, доставшиеся Фридману и его партнерам по "Альфа-групп" от продажи доли в ТНК-BP год назад. Покупателем выступает инвесткомпания LetterOne, созданная Михаилом Фридманом, Германом Ханом и Алексеем Кузьмичевым в 2013 г.
Рекордная сделка
Немецкий энергоконцерн RWE, владелец Dea, 16 марта объявил, что договорился с LetterOne о продаже актива за 5.1 млрд евро (7.1 млрд долл.). Это стоимость с учетом долга Dea (0.6 млрд евро), который перейдет к покупателю. Значит, LetterOne заплатит за Dea около 4.5 млрд евро (6.3 млрд долл.). L1 Energy, управляющая энергетическими инвестициями LetterOne, подтвердила договоренность.
По данным "РБК", это рекордная зарубежная сделка для российских компаний. В 2011 г. VimpelCom приобрел телекоммуникационные активы египетского магната Нагиба Савириса за 6.5 млрд долл., но cash-компонент составлял только 1.8 млрд долл., остальное было оплачено акциями. В 2007 г. "Норильский никель" купил канадскую LionOre за 5.9 млрд долларов.
Украина не помеха
RWE и LetterOne еще предстоит заключить юридически обязывающее соглашение. Сделка подлежит рассмотрению наблюдательным советом RWE и регуляторами "в нескольких странах", говорится в сообщении RWE. Dea ведет производство в Германии, Великобритании и Дании, а за пределами Евросоюза - в Норвегии и Египте. На антимонопольном портале Еврокомиссии уведомления о сделке пока нет. Если не политизировать вопрос о российских инвестициях в Европу, у сделки не должно возникнуть проблем с регуляторами в Брюсселе.
Новости об интересе Фридмана к Dea появились в ноябре прошлого года, и переговорам RWE и LetterOne не помешали даже события на Украине. В последнее время из-за крымского конфликта и угрозы западных санкций против России заморожены несколько российских IPO в Лондоне, отечественные компании выводят свои деньги из западных банков. Представитель RWE сообщил агентству Reuters, что компания проинформировала власти Германии о сделке и не увидела никаких возражений.
Обошли немцев, американцев и арабов
Российские инвесторы обошли в споре за Dea немецкую Wintershall (нефтегазовое подразделение концерна BASF), которая, по данным Wall Street Journal, предлагала 3.5 млрд евро. Среди претендентов на актив также назывались венгерская группа MOL и консорциум американской инвесткомпании Kohlberg Kravis Roberts и кувейтской государственной Kuwait Petroleum Corp.
Как отмечает Bloomberg, RWE начал искать покупателей на нефтегазовые активы Dea два года назад. Для испытывающего финансовые трудности RWE продажа Dea - это способ уменьшить долговую нагрузку и освободиться от необходимости инвестировать крупные средства в разведку нефти и газа. Недавно RWE отчиталась о первом годовом убытке с 1949 г.: чистый убыток за 2013 г. составил 2.8 млрд евро. Кроме того, концерн с образованием ликвидных газовых рынков в Европе стал меньше нуждаться в собственных источниках природного газа.
Какой актив покупает Фридман
За 2013 г. Dea нарастила доказанные запасы нефти и газа на 32%, до 155 млн кубометров нефтяного эквивалента (около 1 млрд баррелей). Но добыча углеводородов снизилась на 0.6%, а операционная прибыль сократилась на 24% - до 521 млн евро. В 2014 г. RWE ожидает существенного улучшения показателей Dea, следует из годового отчета концерна. Добыча должна вырасти на 30% благодаря новым газовым месторождениям в британском Северном море и в Египте.
Штат работников Dea составляет около 1.4 тыс. человек. Компания ведет операции в 14 странах и располагает лицензиями на неосвоенные ресурсы нефти и газа в Ирландии, Мавритании, Польше, Суринаме, Тринидаде и Туркменистане. У Dea есть офис на Украине, в Киеве.
Для люксембургской LetterOne покупка Dea станет дебютной стратегической инвестицией. Ранее в LetterOne были внесены телекоммуникационные активы "Альфы" (13.22% турецкого оператора Turkcell и компания Altimo, владеющая 47.9% оператора VimpelCom), а также деньги, полученные от продажи доли в ТНК-BP.
В подразделение нефтегазовых инвестиций L1 Energy Фридман и партнеры привлекли видных представителей отрасли, в частности бывшего руководителя BP Джона Брауна и главного управляющего директора консорциума AAR Стэна Половеца. В течение 3-5 лет L1 Energy планирует вложить в энергетические активы до 20 млрд долларов.
Иван Ткачев
"РБК", 17 марта 2014 г.
Комментарии отключены.