Что ни медиа, то "Газпром" – Холдинг, возглавляемый Михаилом Лесиным, покупает медиабизнес Владимира Потанина

Москва, 27 ноября. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/

"Газпром-медиа" покупает телеканалы "ТВ-3", "Пятница" и "2х2", четыре радиостанции, включая лидирующее в Москве "Авторадио", и кинокомпанию "Централ Партнершип". Одновременно, как сообщает "КоммерсантЪ", "Газпром-медиа" может закрыть другую знаменательную сделку. Холдинг приобретает основанное Петром Рыбаком агентство "Алькасар", которое вместе с "Газпром-медиа" обслуживает сейчас НТВ, ТНТ, "ТВ Центр" и "Звезду". Если это произойдет, то продажа телерекламы, объем которой по итогам прошлого года составил почти 140 млрд руб., серьезно упростится.

Владимир Потанин расстается с медиа

"Интеррос" Владимира Потанина и "Газпром-медиа" достигли принципиальной договоренности о сделке в понедельник, 25 ноября, говорится в совместном заявлении компаний. "Интеррос" продаст "Газпром-медиа" три эфирных канала — "ТВ-3", запущенную в июне на частоте MTV "Пятницу" и "2х2"; вещательную корпорацию "ПрофМедиа" ("ВКПМ"), управляющую четырьмя радиостанциями — "Авторадио", "Юмор FM", "Радио Energy" и "Радио Romantika", и свои 74.55% в кинокомпании "Централ Партнершип" ("ЦПШ"). До закрытия сделки с "Газпром-медиа" операционное управление всеми перечисленными активами остается за "ПрофМедиа", уточнили в ее пресс-службе.

"ПрофМедиа" также принадлежит 50% в компании, объединяющей ИД "Афиша", "Рамблер Медиа" и SUP Media. Но операционное управление этими активами с весны осуществляет команда SUP Media Александра Мамута. У "ПрофМедиа" есть опцион на продажу своей доли.

Для "Газпром-медиа" наиболее ценным приобретением выглядит "ВКПМ". В столице, по данным TNS Russia за август—октябрь, доля пяти станций "Газпром-медиа" (см. рисунок) составляет 12.1% от всех слушателей радио старше 12 лет, "ВКПМ" — 11.2%. Но по доходам от рекламы станции Владимира Потанина, из которых флагманской является "Авторадио", в разы превосходят своих конкурентов из "Газпром-медиа". По итогам первого полугодия доля "ВКПМ" в сегменте московской и сетевой радиорекламы (когда один ролик транслируется во всех городах вещания) равнялась, по оценке компании "Зефир Медиа", 22%, тогда как "Газпром-медиа" — только 6%, это 704 млн руб. без НДС и 192 млн руб.

Телеканалы "ПрофМедиа" по своей популярности заметно уступают принадлежащим "Газпром-медиа" НТВ и ТНТ. Так, в третьем квартале среднесуточная доля аудитории НТВ среди всех зрителей старше четырех лет составляла 12.7%, ТНТ — 7.4%, "ТВ-3" — только 2.7%, "Пятницы" — 1.1%, "2х2" — 0.8%. В прошлом году "Газпром-медиа" на размещении рекламы только в федеральном эфире мог заработать, по подсчетам "Квенди Русмедиааудит", почти 35.7 млрд руб. с НДС и комиссией продавца, "ПрофМедиа" — только 7.4 млрд руб.

Сумму сделки стороны не раскрывают. В 2007 году при разделе бизнеса между Владимиром Потаниным и Михаилом Прохоровым вся "ПрофМедиа" была оценена в 1.8 млрд долл. Но с тех пор, признавалась в интервью "КоммерсантЪ’у" в октябре президент холдинга Ольга Паскина, мультипликаторы при оценке медиабизнеса по сравнению с 2007 годом снизились в 2-2.5 раза. Выручка продаваемых активов в 2012 году достигла 13.08 млрд руб. (436 млн долл.), скорректированная EBITDA — 3.986 млрд руб. (129 млн долл.), следует из отчетности "ПрофМедиа".

Вряд ли "Интеррос" смог вернуть свои вложения в "ПрофМедиа", считают собеседники издания на медиарынке. Так, за "ТВ-3" господин Потанин в 2006 году заплатил 550 млн долл., за MTV в 2007-м — 360 млн долл. В относительно небольшую сумму обошелся "ПрофМедиа" лишь канал "2х2" — примерно 30 млн долл. за эфирную частоту в Москве и 23 млн долл. — в Петербурге. За свои 74.55% в "ЦПШ" "ПрофМедиа" несколькими траншами заплатила примерно 140 млн долл.

Сейчас "ПрофМедиа" могла заработать только на радиостанциях. В 2009 году 7% "ВКПМ" были оценены в 323 млн руб., следует из отчетности холдинга. Таким образом, стоимость всего радиобизнеса превышала 4.6 млрд руб. (145 млн долл.). Но в этом году "ПрофМедиа" готова была продать отдельно "ВКПМ" за 210 млн долл., утверждает собеседник, интересовавшийся этим активом. "ПрофМедиа" и "Интеррос" пытались продать отдельно и свои телеканалы, но при этом продавцы непременно хотели вернуть свои инвестиции, что не устраивало потенциальных покупателей, рассказывает другой источник газеты на рынке. В этом году ситуацию с телеканалами усугубил запуск "Пятницы": под новый проект привлечено только кредитов на 1.6 млрд руб.

Источник, близкий к "ПрофМедиа", полагает, что "Газпром-медиа" за приобретаемые активы заплатит 700-800 млн долл. без учета долга, который на 31 декабря 2012 года достигал 9.7 млрд руб. (314 млн долл.). ИТАР-ТАСС, ссылаясь на источник, близкий к "Газпром-медиа", сообщает о 25 млрд руб. (763 млн долл. по вчерашнему курсу ЦБ), также без учета долга. "Интеррос", настаивает его представитель, "эффективно инвестировал в "ПрофМедиа"".

Переговоры с "Газпром-медиа" заняли всего две недели, уточняет источник, близкий к "Интерросу". По его словам, это большая удача, что удалось договориться о продаже всего холдинга, а не распродавать активы по отдельности.

С продажей Владимиром Потаниным "ПрофМедиа" структура российского медиарынка существенно упрощается. В ключевом ее сегменте — эфирном ТВ — осталось, по сути, всего три крупных игрока, отмечает один из собеседников . Государство напрямую представляет ВГТРК, управляющая сразу несколькими федеральными телевещателями — "Россия 1", "Россия 2", "Россия К". Кроме того, команда ВГТРК занимается производством телеканалов для правительства Москвы и Московской области. Совладельцем "Первого канала", крупнейшего в стране по охвату вещателя, является подконтрольная банку "Россия" Юрия Ковальчука "Национальная Медиа Группа". Ей же принадлежат РЕН ТВ и "Пятый канал". Кроме того, структурам банка "Россия" принадлежит 25% "СТС Медиа", управляющего тремя каналами — "СТС", "Домашний" и "Перец". Наконец, еще больше упрочил свои позиции крупнейший в стране холдинг "Газпром-медиа", который в минувшем октябре возглавил бывший министр печати Михаил Лесин. "Газпромбанк", единственный владелец "Газпром-медиа", косвенно контролируется структурами все того же банка "Россия". Однако собеседники издания склонны рассматривать господина Лесина как самостоятельную фигуру.

"Алькасар" станет "Газпром-медиа"

Еще одна сделка "Газпром-медиа" может существенно изменить уже рынок телерекламы. Медиахолдинг приобретает бизнес своего партнера по продаже телерекламы агентство "Алькасар".

Раньше крупнейшему в стране продавцу телерекламы группе "Видео Интернешнл" ("ВИ"; обслуживает "Первый канал", "Национальную Медиа Группу", "ПрофМедиа" и "ЮТВ", а также консультирует ВГТРК и "СТС Медиа") противостоял альянс собственного сейлз-хауса "Газпром-медиа" и основанного Петром Рыбаком "Алькасара". Сейлз-хаус "Газпром-медиа" продавал рекламу на НТВ и ТНТ в федеральном эфире (когда один и тот же ролик транслируется во всех городах вещания), "Алькасар" — в региональном (в каждом городе выходит свой, предназначенный именно для него ролик). Кроме того, у "Алькасара" есть также контракты на обслуживание "ТВ Центра", "Звезды", "Мира", ряда кабельных каналов. Но клиенты рекламу в федеральном эфире того же "ТВ Центра" покупают через сейлз-хаус "Газпром-медиа", который тут выступает субагентом.

Но в ноябре "Газпром-медиа" договорился о покупке у господина Рыбака всего бизнеса "Алькасара", утверждают собеседники на рекламном рынке и подтверждает источник, близкий к "Газпром-медиа".

По данным Федеральной антимонопольной службы, в 2011-2012 годах доля восьми каналов из пула "ВИ" в федеральном эфире достигла 38.43%, что, по подсчетам "КоммерсантЪ’а", может соответствовать 83.2-83.6 млрд руб. без НДС, но с комиссией продавца. Аналогичный показатель сейлз-хауса "Газпром-медиа" — 26.29% (56.9-57.2 млрд руб.), "Алькасара" — 2.13% (4.6 млрд руб.). В региональном эфире доля каналов "ВИ" — 25.12% (9-9.5 млрд руб.), клиентов "Алькасара" — уже 27.01% (9.7-10.02 млрд руб.). Главную ценность агентства представляет выстроенная сеть региональных филиалов, считает один из собеседников на рынке. Поэтому, по его мнению, "Газпром-медиа" целесообразно не просто разорвать контракты с "Алькасаром" на обслуживание НТВ и ТНТ, а заплатить за бизнес хотя бы символическую сумму.

Стоимость продавца телерекламы не сильно коррелирует с его финансовыми показателями, свидетельствует смена собственников "ВИ" в 2010 году. После того как Михаил Лесин покинул пост советника президента Дмитрия Медведева, а в закон "О рекламе" были внесены поправки, ограничившие долю "ВИ" в "сфере распространения телерекламы" 35% за два предыдущих года, весь бизнес "ВИ" у ее основателей и топ-менеджеров был выкуплен структурами подконтрольного Юрию Ковальчуку банка "Россия" и его учредителей. Вся "ВИ" с ее товарооборотом на сотни миллиардов была оценена всего в 5.77 млрд руб. (около 183 млн долл.), следует из отчетности аффилированного с банком "СОГАЗа". Успешность бизнеса "ВИ" во многом зависит от того, позволяет ли ей государство работать с "Первым каналом" и ВГТРК, ранее объясняли собеседники на рынке относительно невысокую стоимость крупнейшего в стране продавца телерекламы. Поскольку оборот "Алькасара" примерно в 13 раз меньше, чем у "ВИ" (с учетом консультируемых каналов), оценить агентство можно максимум в 460 млн руб., или 15 млн долл. Но, как утверждают источники , Петр Рыбак вряд ли получит за "Алькасар" больше 5-6 млн долл.

Коммерческие вопросы в "Газпром-медиа" в ранге первого заместителя гендиректора теперь курирует Владимир Шемякин, в 2007-2011 годах работавший в "ВИ". В "Алькасаре" также появился выходец из "ВИ": еще в начале ноября заместителем Петра Рыбака стал Алексей Южанов, до весны текущего года возглавлявший офис "ВИ" в Петербурге. Собеседники в рекламных агентствах ожидают, что вскоре сейлз-хаус "Газпром-медиа" может перейти на использование фирменного софта "ВИ" — автоматизированной системы размещения рекламы. Сейчас лицензией на фирменное программное обеспечение "ВИ" располагают все консультируемые группой каналы. По сути, все идет к тому, что вся телереклама, объем которой в прошлом году достиг почти 140 млрд руб., будет проходить через одни руки, резюмирует топ-менеджер одной из рекламных групп.

Ранее в "Алькасаре" и "Газпром-медиа" отказывались комментировать перемены в агентстве. Михаил Лесин вчера не ответил на звонки.

Другие новости

Комментарии отключены.