ПОВТОР - ОБЗОР: МЭР теряет оптимизм в прогнозах, эксперты пророчат России рецессию

МОСКВА, 12 апр - Прайм. Минэкономразвития резко понизило годовой прогноз экономического роста России в 2013 году, ухудшив ожидания почти по всей линейке макроэкономических показателей. Для экспертов это не стало неожиданностью: ситуация в экономике плохая уже по факту, а рецессия теперь - вопрос времени, считают они. Хотя масштабного кризиса наша страна пока может избежать.

В самом министерстве общественное мнение к изменению прогнозов начали готовить заранее. Уже в конце марта замминистра экономического развития Андрей Клепач заявил, что показатели экономики находятся ниже прогноза и даже для того, чтобы вернуться к этой траектории, понадобятся серьезные стимулы. Не говоря уже о росте. Между тем, он заметил, что происходящее в экономике пока нельзя назвать рецессией - спадом производства или замедлением темпов роста на протяжении более полугода. Пока это только пауза, говорил он.

ОПТИМИЗМ, КОТОРЫЙ ХУЖЕ ПЕССИМИЗМА

Прогнозы Минэкономразвития по росту промпроизводства и инвестиций в РФ сегодня опустились настолько, что даже оптимистичный вариант ниже ранее утвержденного официального прогноза, заявил Клепач в четверг: 2% вместо 3,6% и 4,6% вместо 6,5% соответственно.

Из-за этого, вкупе с тем, что МЭР теперь не ожидает увеличения экспорта (прогнозируется нулевой) и была опущена планка по росту ВВП в 2013 году: до 2,4% с 3,6%, прогнозируемых ранее. Такое существенное торможение ожидает российскую экономику даже с учетом того, что цены на нефть за год будут выше: 105 долларов за баррель вместо 97 долларов, заложенных сейчас в бюджет.

Министерство также в разы увеличило ожидания по оттоку капитала: до 30-35 миллиардов долларов вместо 0-10 миллиардов долларов. Прогноз по увеличению оборота ритейла, который всегда был локомотивом роста, теперь опустился до 4,3% с 5,6%. И лишь инфляцию МЭР ждет на прежнем уровне, 5,8% (ранее прогнозировали в диапазоне 5-6%).

«Картина, которая была в прогнозе, никоим образом не отражала реальную жизнь, вот и корректировки пошли. То есть это просто реакция на то, что происходит за окном», - сказал «Прайму» Игорь Николаев из ФБК.

При этом, отметил эксперт, реакция министерства слегка запоздала. «ФБК давала прогноз еще в сентябре, что будет именно так. Экономика в минус уходит», - добавил он.

Такого же мнения придерживается и президент банка "Российская финансовая корпорация" Андрей Нечаев. «Я думаю, что уже с середины прошлого года началось замедление темпов экономического роста, поэтому пересмотр прогноза связан с реальной ситуацией в российской экономике», - сказал он.

СИТУАЦИЯ ПЛОХА, НО НАСКОЛЬКО?

«Самое неприятное - что сформировалась тенденция, … а признаков того, что может быть разворот, не видно», - отметил Николаев. Годовой прогноз компании по ВВП – от нуля до минус 2%, напомнил он. «Рецессия возможна, наш прогноз - что мы ее не избежим», - добавил аналитик.

Мощным негативным фактором, по его мнению, является усугубляющаяся рецессия в Европе, о чем можно судить по динамике индустрии и росту безработицы. «Плюс другие факторы - у нас, как известно, увеличилась налоговая нагрузка с нового года, несмотря на все обещания, что она не будет расти», - сказал он, заметив, что в условиях ухудшения экономической ситуации это противопоказано.

«Я-то считаю, что мы уже вошли в рецессию - просто вопрос в том, как определять рецессию», - заявил, в свою очередь, Нечаев. В то же время, подчеркнул он, на данном этапе едва ли можно говорить о глубоком экономическом кризисе с падением ВВП и скачком безработицы, который Россия переживала в 2008-2009 годах. «Ситуация плоха, но не настолько», - сказал эксперт.

Однако, добавил Николаев, как выходить из текущей ситуации - непонятно. Сегодня у правительства крайне мало возможностей стимулировать внутренний спрос в условиях падения внешнего. «Денег-то нет, на ту же транспортную инфраструктуру, потому что деньги нужны на выполнение предвыборных обещаний», - заметил он.

СНИЖЕНИЕ СТАВОК РОСТ МОЖЕТ НЕ УСКОРИТЬ, НО ИНФЛЯЦИЮ - НАВЕРНЯКА

Для того, чтобы стимулировать рост, власти могут прибегнуть к монетарным методам, понижая ставки. Надежду на это сторонникам смягчения денежно-кредитной политики оставила на этой неделе  кандидат на пост главы Банка России Эльвира Набиуллина. Она, в частности, в своем выступлении в Госдуме указала на то, что основные ставки ЦБ по операциям прямого РЕПО (5,5%) находятся на уровне ниже инфляции, что дает возможность для их снижения, если все возможности уже исчерпаны.

Аналитики банковской группы HSBC считают, что именно так ЦБ и поступит в 2013 году. На этой неделе главный экономист банка по России и СНГ Александр Морозов заявил, что прогнозирует снижение ставок дважды: в июле и октябре, каждый раз на 25 базисных пунктов.

Однако, тут же добавил эксперт, это поможет разогнать скорее инфляцию, чем экономический рост и даже может подорвать веру в ЦБ.

Такого же мнения придерживается и экс-министр финансов Алексей Кудрин. Устойчивый рост экономики, сказал он на прошлой неделе, достигается только низкой инфляцией, а это главный индикатор денежно-кредитной политики. Банк России пока не снижает ключевые процентные ставки из-за того, что инфляция в РФ все еще находится на критическом уровне, подчеркнул он и назвал политику ЦБ профессиональной.

К смягчению денежно-кредитной политики Центробанк последовательно призывает Минэкономразвития РФ, отмечая чересчур высокий уровень процентных ставок по кредитам и высокие риски. Однако президент РФ Владимир Путин в начале марта заявлял, что не считает нужным подталкивать Банк России к снижению ставки рефинансирования. Это только ориентир, заявил он, а меры поддержки правительства должны справиться со стимулированием экономики и без этого.

ДИСКУССИИ О МЕРАХ НЕ ОКОНЧЕНЫ

О проведении системных мер по стимулированию роста экономики в правительстве РФ заговорили в конце 2012 года. Тогда прошли первые совещания в кабмине, а в начале января премьер-министр Дмитрий Медведев поставил перед своим кабинетом цель по достижению 5% роста ВВП в ближайшей перспективе.

Началась дискуссия между МЭР и Минфином, при этом большинство экспертов почти в унисон заявляли, что без структурных мер российскую экономику с места не сдвинуть. Аналитики Всемирного банка призывали российские власти с осторожностью применять меры по стимулированию спроса, министр финансов Антон Силуанов говорил о том, что они исчерпаны, а их дальнейшее применение может привести к негативным последствиям.

Клепач отмечал, что круг мер по влиянию на экономический рост ограничен - это, помимо смягчения денежной политики, только размещение госзаказа и оборонзаказа. Он также уточнял, что большинство мер правительства носят средне- и долгосрочный характер, поэтому будут больше влиять не на то, что происходит в этом году, а скорее в последующие годы.

Сегодня дискуссия в правительстве пока не привела к очевидному решению, однако на заседании коллегии Минфина на этой неделе Медведев встал на защиту позиции последнего. Он заявил, в частности, что министерствам надо отвыкать просить дополнительное финансирование на свои программы.

В то же время, сказать, что Минэкономразвития проиграло борьбу, пока также нельзя: ставки могут все-таки смягчить. А пересмотр бюджетного правила, на котором настаивает министр Белоусов почти с самого начала своей деятельности на этом посту, некоторым видится почти неизбежным.

Так, Морозов из HSBC полагает, что это произойдет по факту в любом случае, так как «лишние» нефтяные доходы, которые предполагалось направлять в Резервный фонд, востребованы уже сейчас в связи с нехваткой поступлений от налогов и запланированных доходов приватизации.

МАШИНА ЗАБУКСОВАЛА, А ВЫТАСКИВАТЬ НЕПОПУЛЯРНО

Между тем, стоило лишь правительству заговорить о стимулирующих мерах, как рост экономики стал пикировать вниз, хотя еще в конце 2012 года выглядел вполне динамичным, особенно с учетом плохого урожая летом прошлого года. И перспектив улучшения ситуаций пока мало, считают эксперты.

Правительство хватается не за те меры, которые необходимы, избегая непопулярных решений, заявил Кудрин на прошлой неделе. Увеличивая последние два года расходы на армию и социальные расходы, кабмин потратил их таким образом, что это не ведет к росту экономики, сказал он.

«Мы можем видеть, что изменились негативные факторы, которые предопределили тенденцию? У нас что, внешний спрос или внешние рынки могут дать какой-то оптимизм? Ничего подобного», - сказал Николаев из ФБК. Напротив, заметил он, к ряду глобальных негативных факторов добавляются новые - например, банковский кризис на Кипре.

«Кипр - схема реинвестирования российских денег, крупнейшие наши компании так работали. Сейчас как минимум будет пауза», - заявил он.

«С учетом неблагоприятного внешнего фона, а российская экономика сильно зависит от внешней конъюнктуры, едва ли мы можем ждать в ближайшее время серьезного ускорения темпов экономического роста, скорее, наоборот, я думаю, что будет продолжаться их снижение», - отметил Нечаев.

По его словам, Минэкономразвития должно предпринимать больше усилий к улучшению бизнес-климата, который существенно влияет на ситуацию. А его ухудшение - результат некоторых ошибок, которые нельзя не заметить. Ошибочным он назвал и повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей с начала 2013 года, которое привело к их массовому исходу с рынка.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.