МОСКВА, 18 дек - Прайм. Банковская система России в 2012 году сохранила уверенные темпы роста кредитования (20-25% по общему портфелю), которые, однако, все больше ограничивались недостаточным уровнем капитализации. На фоне посткризисного роста Банк России ускорил движение по пути к новой парадигме финансового регулирования.
После многолетней дискуссии принято решение о создании на базе ЦБ универсальной системы регулирования финансовых рынков, что позволит регулятору решать более общие задачи поддержания финансовой стабильности экономики.
На этом фоне решение проблемы конфликта интересов в Центробанке становится все более актуальным. Одним из шагов в этом направлении стала приватизация 7,6-процентного пакета акций ЦБ в Сбербанке.
Усвоив уроки 2008 года, регулятор заранее готовит антикризисные механизмы: принятое в уходящем году решение о введение дополнительных нормативов достаточности капитала по Базелю-3 призвано обеспечить банки «подушкой безопасности» на случай кризиса, а ужесточение регулирования в сфере потребительского кредитования позволит не допустить возникновения «пузыря» на этом рынке.
МЕГАБАНК РОССИИ
Дискуссия о создании в России финансового мегарегулятора, продолжавшаяся последние шесть-семь лет, завершилась в конце 2012 года решением правительства об интеграции ФСФР в Банк России. В течение следующих двух лет будет создан единый финансовый регулятор на базе ЦБ и, таким образом, завершится период раздельного регулирования различных секторов финансового рынка.
Катализатором процессов по консолидации финансового регулирования во многих странах стал кризис 2008 года, который подтвердил эффективность модели мегарегулятора. Эта модель позволяет соединять задачи монетарной политики, надзора и контролировать риски во всех секторах финансового рынка, обеспечивая финансовую стабильность системы в целом.
В ходе дискуссии о совершенствовании регулирования в финансовой сфере, инициированной первым вице-премьером Игорем Шуваловым, Минфин и ЦБ отстаивали вариант полной интеграции ФСФР в структуру Банка России, указывая на максимальную концентрацию в ЦБ материальных, интеллектуальных и кадровых ресурсов. ФСФР склонялся к варианту создания специального агентства при ЦБ, а многие профучастники рынка восприняли идею мегарегулятора в штыки, опасаясь усиления контроля.
На фоне дискуссии о создании мегарегулятора усилились слухи о кандидатуре нового главы Банка России. Контракт Сергея Игнатьева, занимавшего этот пост с марта 2002 года, заканчивается в июне следующего года. Опрошенные агентством "Прайм" эксперты назвали пять претендентов на пост главы ЦБ. Это Шувалов, его коллега по правительству вице-премьер Аркадий Дворкович, первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, отправленный год назад в отставку вице-премьер и министр финансов РФ Алексей Кудрин и глава ВТБ Андрей Костин. По словам одного из бывших высокопоставленных чиновников, наибольшие шансы у Кудрина и Улюкаева.
ПЕРВЫЙ ПОШЕЛ
В снижении доли ЦБ в Сбербанке были заинтересованы все: активно продвигающийся на внешние рынки ведущий российский банк все больше тяготится государственным контролем, Банк России вынужден решать проблему конфликта интересов, а государство заинтересовано в пополнении бюджета и реанимации забуксовавшей программы приватизации.
Однако запланированная на осень 2011 года продажа 7,6-процентного пакета акций Сбербанка целый год откладывалась из-за волатильности рынков на фоне долговых проблем в еврозоне, падения нефтяных котировок, охлаждения интереса к активам из развивающихся стран.
Долгожданное окно на рынке открылось в середине сентября. По мнению большинства экспертов, банку удалось максимально удачно использовать рыночную конъюнктуру: книга заявок на достаточно крупный пакет была сформирована за один день, а на следующий день переподписана втрое. Акции были проданы по 93 рубля за бумагу (выше цены SPO 2007 года в 89 рублей) и принесли продавцу 159,3 миллиарда рублей. Несмотря на заметное увеличение количества акций в обращении, котировки бумаг не просели и (по состоянию на середину декабря) остаются вблизи уровня размещения.
В упрек организаторам можно поставить лишь то, что показательная приватизационная сделка была проведена преимущественно на Лондонской бирже, а на российской площадке было продано лишь 3% выпуска. Таким образом, перспектива получения максимального дохода вновь заставила забыть о декларациях по созданию в Москве международного финансового центра и проведении приватизационных сделок исключительно в России.
В ближайшие 5-10 лет государство, по информации Шувалова, рассчитывает выйти из капитала двух крупнейших госбанков.
В уходящем году долго примерявшийся к иностранным активам Сбербанк сделал первые серьезные шаги в зарубежной экспансии: приобретение австрийского VBI за 500 миллионов евро и турецкого DenizBank за 2,8 миллиарда евро вывели лидера российского банковского рынка в разряд ведущих международных финансовых корпораций.
МЕРЫ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
Необходимость докапитализации, с которой банки столкнулись в этом году на фоне опережающего роста бизнеса и ужесточения регулирования, станет еще более осязаемой в следующем году. Показатель достаточности капитала банковского сектора снизился до 13,2% на 1 ноября с 14,7% на начало года, опасно приблизившись к установленному ЦБ порогу в 10%.
Аналитики предрекают, что дефицит капитала будет основным фактором, ограничивающим рост кредитования в 2013 году. Усугубит ситуацию и введение дополнительных нормативов достаточности капитала в соответствии с требованиями Базеля-3.
Продолжающееся истощение подушки капитала заставляет банки искать новые инструменты на рынке. Входящие в тройку крупнейших в России ВТБ и Газпромбанк стали первыми российскими эмитентами, пополнившими капитал за счет «вечных» субординированных евробондов. Однако рынки капитала открыты не для всех – банкам второго эшелона в следующем году придется либо сознательно тормозить кредитование, либо искать другие источники капитала.
Расплатой за бурный рост потребительских кредитов, «выращивающий» риски просрочки и нехватки ликвидности, станут повышение резервов и ужесточение требований к капиталу в 2013 году.
Закручивая гайки в сегменте необеспеченного кредитования, рост которого в годовом выражении достиг уровня 60% при темпах роста розничного портфеля выше 40% и корпоративного порядка 15%, ЦБ надеется остудить пыл банков, строящих бизнес на выдаче таких ссуд. По оценке регулятора, дополнительная нагрузка на капитал в связи с грядущими ужесточениями затронет небольшое количество банков, которым потребуется около 70 миллиардов рублей.
«ОТКРЫТИЕ» ГОДА
Вслед за госбанками, укрупнявшимися в прошлом году за счет новых приобретений, в процесс консолидации банковских активов подключились и частные игроки. Финансовая корпорация «Открытие» в августе выкупила 20% акций Номос-банка у чешской PPF, объявив о намерении в следующие два года консолидировать 100% банка и тем самым завершить историю его публичности.
Объединенная структура станет вторым по величине частным российским банком, уступая только Альфа-банку.
Номос-банк в 2011 году провел IPO, в ходе которого привлек 782 миллиона долларов. В ноябре миноритарным акционерам Номоса выставили оферту на выкуп порядка 20% акций, которые обойдутся «Открытию» примерно в 517 миллионов долларов.
Для сделки «Открытие» планирует использовать как собственные, так и заемные средства, в частности кредит от ВТБ на 800 миллионов долларов.
После завершения консолидации Номоса предполагается, что нынешний совладелец «Открытия» Вадим Беляев и команда основных менеджеров будут контролировать до 25% корпорации, группе ИСТ, ВТБ, Борису Минцу и Александру Мамуту будут принадлежать доли до 10%.
ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ?
Самым громким и неожиданным кадровым решением этого года стал досрочный уход Александра Турбанова с поста главы Агентства по страхованию вкладов (АСВ), которое он возглавлял с момента основания в 2004 году.
Шестидесятидвухлетний Турбанов написал заявление об уходе в начале декабря, хотя его контракт истекает в ноябре 2013 года. Совет директоров АСВ рассмотрит вопрос об отставке руководителя госкорпорации в конце этого – начале следующего года.
Основным претендентом на пост главы АСВ, обеспечивающего функционирование системы страхования вкладов, является депутат-единоросс Юрий Исаев, в свое время усомнившийся в компетентности АСВ и его руководства. Официально имена соискателей на должность гендиректора АСВ не назывались.
Уход Турбанова происходит на фоне грядущего повышения максимальной суммы страхового возмещения до 1 миллиона с 700 тысяч рублей, а также дифференциации ежеквартальных отчислений в фонд страхования вкладов в зависимости от ставок по депозитам.
В кризис АСВ получило 200 миллиардов рублей из бюджета на финансовое оздоровление банков. Агентство приняло участие в санации 19 кредитных организаций, шесть из которых находятся в стадии финоздоровления до сих пор.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.