Десятый арбитражный апелляционный суд Москвы 8 ноября 2005 г. завершил рассмотрение жалобы Росимущества по поводу передачи в 1997 г. госпредприятием "Домодедовское производственное объединение гражданской авиации" ("ДПОГА") федерального имущества в собственность ОАО "Домодедово-2", впоследствии преобразованного в ЗАО "Аэровокзальный комплекс "Домодедово" (АВК "Домодедово"), и признал его недействительным в силу ничтожности. Об этом сообщает "КоммерсантЪ".
В соответствии с решением суда ОАО "Домодедово-2" обязано вернуть движимое имущество балансовой стоимостью на момент передачи в 1997 г. в 1.65 млрд руб.
Напомним, что АВК на 100% принадлежит компании FML Ltd (Британские Виргинские острова), она же является единственным собственником генерального агента аэропорта "Домодедово" - ЗАО "Ист Лайн Хэндлинг" (в этом году его правопреемником стало ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта Домодедово").
Росимущество оспорило древнюю сделку летом этого года. Претензии ведомства касались договора мены от 15 сентября 1997 г. №1 между ДПОГА и ОАО "Домодедово-2", согласно которому в обмен на 48.65% акций в ОАО госпредприятие передало ему движимое и недвижимое аэропортовое имущество. Госдоля в результате допэмиссий в итоге была размыта, движимое имущество осталось на балансе АО, недвижимое - здание аэровокзала - перешло в собственность кипрского офшора Hacienda Investments Ltd. В Росимуществе, уже отсудившем в начале года аэродромное имущество, не подлежащее приватизации и находившееся в аренде у ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" (также входит в "Ист Лайн"), посчитали сделку недействительной, поскольку она была согласована комитетом по управлению имуществом Московской области, у которого не было на это полномочий.
Арбитражный суд Московской области 2 августа с доводами Росимущества не согласился, однако апелляционную инстанцию ведомству удалось вчера выиграть.
Последнее решение суда открывает возможность государству истребовать у нынешнего владельца и аэровокзальный комплекс "Домодедово", относящийся к недвижимому имуществу. Как пояснили в Росимуществе, рассмотрение соответствующего иска в арбитраже Московской области (ответчик - Hacienda Investments) было приостановлено до вынесения решения апелляционной инстанцией.
Объем инвестиций "Ист Лайн" в аэровокзальный комплекс Домодедово не раскрывается - известно, что всего в аэропортовый комплекс группа с конца 90-х годов вложила около 500 млн долл. Очевидно, что и терминал за это время существенно подорожал. Согласно отчетности АВК "Домодедово", его выручка в 2000 г. составляла 195.1 млн руб. (по итогам 2004 г. - 1.8 млрд руб., то есть выросла более чем в 9 раз). Убыток в 2000 г. составлял 2.5 млн руб., в 2004 г. чистая прибыль превысила 1.1 млрд руб. Пассажиропоток в 2000 г. не превышал 3 млн человек - в прошлом году "Домодедово" обслужило 12.1 млн пассажиров.
Детальные планы Росимущества относительно "Домодедово" не разглашаются. В феврале по окончании судебных разбирательств вокруг аэродромного имущества в агентстве заявляли, что их целью является "не прекращение деятельности одного из крупнейших аэропортов РФ, а приведение договорных арендных отношений в правовое и экономическое соответствие".
Наблюдатели же видят три варианта развития событий, если и аэровокзальный комплекс (чья стоимость и прибыльность с 1997 г. значительно возросла) будет национализирован. Вариант первый: группе "Ист Лайн" теоретически могут компенсировать ее вложения. Вариант второй: доплатить "за грехи" 1997 г. предложат самой группе (пока, правда, в исках Росимущества никакие подобные цифры не фигурируют). Наконец, 3-й вариант - восстановить прежнюю структуру владения комплексом, где государство будет вновь контролировать почти половину его акционерного капитала.
"Признание ничтожности сделки очень серьезно для "Ист Лайна", - полагает главный юрисконсульт ИК "Проспект" Эльдар Назмутдинов. - В этом случае группе будет сложнее рассчитывать на возмещение затрат по модернизации и расширению терминала, который в момент его передачи в частную собственность стоил куда дешевле, чем сейчас. К сожалению, получается, что, отдав имущество несколько лет назад, государство теперь добивается его возвращения, но уже в более красивой обертке".
"Это решение облегчает доказательную базу по 2-му иску,- говорит управляющий партнер юридической фирмы "Вегас-Лекс" Альберт Еганян. - Но судебное разбирательство будет долгим". А председатель коллегии адвокатов "Инюркон" Москвы Александр Мертен полагает, что "чем больше имущества будет возвращено в госсобственность, тем больше средств государство может потребовать за его использование при заключении новых договоров, прежде всего аренды".
Директор по PR "Ист Лайна" Анна Краснова заявила, что после получения полного текста судебного решения апелляционной инстанции "Ист Лайн", возможно, подаст кассационную жалобу.
Напомним, что 31 октября 1996 г. было принято постановление правительства России о приватизации международного аэропорта "Домодедово". В 1997 г. здание аэропорта было передано госпредприятием "Домодедовское производственное объединение гражданской авиации" компании "Домодедово-2", где само ГУП получило 48.65% акций, а структура компании "Ист Лайн" - Hacienda Investments Ltd. - 50.66%. После нескольких дополнительных эмиссий доля государства сократилась почти до нуля, и аэровокзал был фактически приватизирован группой "Ист Лайн". 13 мая 1998 г. ГУП "Администрация аэропорта Домодедово", которому было передано не подлежащее приватизации имущество аэропорта (рулежные дорожки, взлетно-посадочные полосы, перрон и оборудование, необходимые для технической эксплуатации аэродрома, общей балансовой стоимостью 750 млн руб.), заключило договор аренды с ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" ("МАД"; 98% акций принадлежит ЗАО "Ист Лайн Хэндлинг"). "МАД" получил аэродром в аренду на 75 лет за 3 млн руб. в год без учета расходов на амортизацию, содержание и ремонт аэродромной инфраструктуры, оценивающихся в более чем 15 млн долл.
В 2003 г. у ГУП "Администрация аэропорта "Домодедово" впервые возникли претензии к арендатору. В ноябре 2003 г. ГУП обратилось в арбитражный суд Московской области с иском о признании недействительным договора аренды - юристы предприятия утверждали, что договор был заключен с нарушениями законодательства. Однако суд признал их доводы неубедительными и оставил иск без удовлетворения. В конце 2003 г. судебное разбирательство возобновили юристы Росимущества. По их мнению, договор по аренде имущества аэропорта был заключен без согласования с федеральными органами власти. Росимущество также не устраивали низкие арендные платежи. Действуя от лица ГУП, представители госорганов в кассационной инстанции добились повторного рассмотрения иска. Дело вернули в арбитражный суд Московской области, но тот вновь отказал истцам. Тогда в начале 2005 г. Росимущество оспорило аренду аэропорта уже в Федеральном арбитражном суде Московского округа, и 14 февраля 2005 г. суд признал договор недействительным. Теперь Росимущество и "Ист Лайн" пока безрезультатно пытаются согласовать новые договорные условия.
Комментарии отключены.