МОСКВА, 28 окт - РИА Новости. Одно из важнейших событий в истории отечественной приватизации - аукцион по продаже 75% минус 2 акции крупнейшего оператора железнодорожных перевозок в России ОАО «Первая грузовая компания» («дочка» РЖД ) - пройдет в пятницу. Претендентов на лакомый актив трое - структуры Владимира Лисина и Геннадия Тимченко, а также ЗАО "Нефтетранссервис", однако основным претендентом считается Тимченко.
«Первая грузовая компания», зарегистрированная 26 июля 2007 года, в настоящее время имеет в собственности 190 тысяч вагонов, в том числе порядка 85 тысяч полувагонов и около 67 тысяч цистерн. Доля компании в объеме перевозок грузов по сети российских железных дорог составляет 22,5%. Чистая прибыль ПГК в 2010 году по МСФО выросла в 4,5 раза и составила 19,9 миллиарда рублей, выручка на 44,5% - до 103,5 миллиарда рублей.
ИСТОРИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ
РЖД планировали продажу части акций ПГК еще в 2009 году, тогда говорилось о возможности проведения IPO. Но кризис заставил пересмотреть эти планы. Когда рынок стал оживать, РЖД вновь заговорили о возможности приватизации «Первой грузовой». Обсуждались и IPO, и private placement, рассматривался вариант продажи по аналогии с другой «дочкой» РЖД - «ТрансКонтейнером»: сначала private placement, затем IPO.
Наиболее острые дискуссии, как приватизировать ПГК, состоялись в 2010 году. Старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов в конце мая 2010 года говорил, что существует несколько вариантов привлечения капитала в ПГК. Компания может либо провести IPO, либо в сочетании с IPO продать крупный пакет стратегическому инвестору. Тогда же стало известно, что интерес к ПГК проявили структуры владельца НЛМК Владимира Лисина. Президент РЖД Владимир Якунин говорил, что на этот актив достаточно претендентов, и "проблем с реализацией этого пакета не будет".
Однако в 2010 году уже было известно, что будет создана «Вторая грузовая компания», и РЖД в рамках реформы должны будут продать контроль в одной из своих крупнейших грузовых "дочек". Globaltrans в конце мая 2010 года предложил купить до 50% акций создаваемой ОАО "Вторая грузовая компания". В связи с этим Якунин отмечал, что правительство сказало РЖД продать контрольный пакет Первой грузовой до полного формирования Второй грузовой компании. Если решение правительства будет в пользу того, чтобы Globaltrans приобрела 50% акций ВГК, значит, должно быть отменено решение по ПГК, рассуждал глава РЖД. Правительство в итоге приняло решение продать контроль в ПГК и создать ВГК как 100-процентную "дочку" РЖД.
51% ИЛИ 75%
Тогда же начались обсуждения размера контрольного пакета, который РЖД должны продать в ПГК: 51% или 75%. Минтранс РФ высказывался за продажу 75% минус одна акция с сохранением блокпакета у РЖД. Замглавы Минтранса Андрей Недосеков рассказывал, что по итогам совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова было дано поручение «принять меры к продаже 75% минус одна акция ПГК». При этом способ продажи не указывался. Его должны были определить Минтранс вместе с РЖД, Минэкономразвития и ФАС.
Глава РЖД Владимир Якунин в интервью РИА Новости в конце сентября 2010 года говорил, что некоторые российские стратегические инвесторы уже обращались с предложением купить пакет ПГК. Называть компании он не стал. Экспертные оценки 100% "Первой грузовой компании" составляет от 5 до 12 миллиардов долларов, рассказывал Якунин.
ПГК НА АУКЦИОН
Точка в вопросе, как и сколько акций ПГК будет продано, была поставлена в апреле текущего года. Совет директоров РЖД одобрил продажу 75% минус две акции "Первой грузовой компании" на аукционе с определенными ограничениями. Участвовать в конкурсе может российская компания, которая не является госкорпорацией и имеет безубыточные итоги деятельности. Кроме того, претендент должен иметь в парке не менее 10-15 тысяч вагонов. Стартовая цена 75% минус 2 акции ПГК была определена независимым оценщиком в размере 115,5 миллиарда рублей. К тому времени об интересе к ПГК сообщили структуры Тимченко и Лисина, Globaltrans и ЗАО «Нефтетранссервис».
РЖД для проведения аукциона должны были получить еще разрешение правительства. Интрига, одобрит ли правительство до августа условия аукциона или нет, сохранялась до последнего. Однако в итоге документ был подписан, и РЖД вплотную взялись за подготовку. Оценка ПГК в преддверии объявления условий аукциона была пересчитана и составила чуть более 125 миллиардов рублей. Она была утверждена на заседании совета директоров РЖД в конце августа, рассказывали агентству «Прайм» источники, близкие к совету директоров. Тогда же они сообщили, что сам аукцион пройдет 28 октября. РЖД официально цифры и условия аукциона не комментировали.
АУКЦИОН ДЛЯ ТРОИХ
Подробности были официально опубликованы 6 сентября. Стартовая цена 75% минус две акции ПГК составляет 125,375 миллиарда рублей. Претенденты могли подать заявки с 7 сентября по 14 октября, внеся задаток 5 миллиардов рублей. Сам аукцион, как и говорили источники «Прайма», был назначен на 28 октября. Первый шаг аукциона будет 125 миллионов рублей, последующие - 500 миллионов рублей. Заявки подали почти все основные претенденты, за исключением Globaltrans, который отказался из-за неопределенности на мировых финансовых рынках.
Организатор торгов «ТрансКредитБанк» 26 октября вечером сообщил, что участниками аукциона по продаже пакета ПГК официально признаны ЗАО "Нефтетранссервис", "Трансойл" Тимченко, а также две структуры Лисина ОАО "Независимая транспортная компания" и "НТК-Вагон".
Сам аукцион будет закрытым для прессы. Такое решение, говорил Якунин, было принято конкурсной комиссией.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.