МОСКВА, 28 окт - РИА Новости. Аналитический доклад Минздравсоцразвития России о долгосрочных перспективах развития пенсионной системы РФ, направленный правительству в октябре 2010 года, содержит четыре варианта реформирования накопительного компонента пенсии: ни один из них не предполагает его ликвидации, но содержит предложения по сокращению размера страхового взноса, переводу его в категорию добровольных отчислений или исключению из участия в накопительной системе малообеспеченных работников, сообщил на пресс-конференции, организованной РИА Новости, заместитель министра здравоохранения и социального развития России, статс-секретарь Юрий Воронин.
Накопительная часть пенсии формируется из отчислений работодателя в Пенсионный фонд России (ПФР) в размере 6% от заработной платы сотрудников младше 1967 года рождения, а также граждан-участников программы государственного софинансирования пенсии. Пенсионные накопления подлежат обязательному инвестированию. Для этого гражданин вправе выбрать частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд (НПФ), написав заявление о переводе средств и передав его в ПФР. Если человек не сделает выбор, его средства автоматически поступят в государственную управляющую компанию (ГУК), которой является Внешэкономбанк.
"Вот четыре возможные развилки: сохранение накопительного компонента с переводом его в гражданско-правовой, но обязательный формат; перевод в добровольный формат; сокращение размера страхового взноса и вывод из обязательного формата отдельной категории граждан, в частности малообеспеченных работников", - сказал Воронин.
МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМ КОПИТЬ НЕ ВЫГОДНО
Воронин пояснил, что к подобным мерам прибегли некоторые западные страны, чтобы преодолеть последствия экономического кризиса. Например, Польша сократила размер страхового взноса с 7,2% до 3%, так же поступила и Литва. Воронин пояснил, что четвертый вариант подразумевает сохранение накопительного компонента, не снижение тарифа, но освобождение определенных категорий застрахованных лиц от уплаты накопительного взноса в обязательном порядке.
"Здесь возможны варианты, когда, скажем, лица с низкими доходами, с низкой зарплатой будут участвовать в накопительной системе добровольно, а не в обязательном порядке", - сказал Воронин. По его словам, малообеспеченным категориям работников не всегда выгодно вкладывать свои средства в накопительную часть пенсии.
Согласно актуарным расчетам, которые привел замминистра, для того, чтобы накопительная часть пенсии составляла не менее 15%, нужно платить не менее 6% зарплаты, превышающей 600 тысяч рублей в год, не менее 30 лет. "А для малообеспеченных, низкодоходных работников она вообще низкодоходную часть составляет, зачастую даже дискредитирует, убыточна для пенсионной системы и не влияет на уровень дохода", - сказал он.
Окончательный вариант развития накопительного компонента будет принимать правительство России на основании общественного обсуждения, подчеркнул Воронин.
ГАРАНТИИ ДЛЯ ГАРАНТА
Замминистра пояснил, почему возникла необходимость реформировать накопительный компонент пенсии, который появился в системе обязательного пенсионного страхования в 2002 году. Прежде всего, по словам Воронина, государство не уверено в том, что НПФ смогут пожизненно выплачивать пенсии гражданам, имеющим накопительную часть.
"В системе, при которой НПФ выплачивает пенсию, актуарно тариф и обязательства не просчитаны, что создает серьезный системный риск, который государство не может себе позволить сохранять", - сказал Воронин.
Государство, конечно, выступит гарантом в случае возникновения каких-либо проблем и обеспечит граждан, заверил Воронин. "Но государство, видя возможные негативные последствия развития системы, не может эту ситуацию консервировать и мириться с таким подходом, выступая гарантом", - заметил он.
Реформа накопительного компонента нужна для того, чтобы граждане могли получить гарантии, но не за счет бюджета, а за счет специальной системы страхования риска НПФ нормальными рыночными механизмами, сказал Воронин. "Должны создаваться механизмы, которые риск наступления этих проблемных моментов выводят на нормальную страховую основу", - отметил замминистра.
Кроме того, накопительный компонент, по словам Воронина, приводит к выпадению доходной части ПФР в размере 6%. "Если бы у нас не было накопительной части, нам не пришлось бы увеличивать тариф страховых взносов с 2011 года с 20 до 26%. Его достаточно было бы поддерживать в отдаленной перспективе на уровне 22-23%, не допуская дефицита бюджета ПФР", - подчеркнул он.
Ранее в Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов России (НАПФ) отмечали, что Минздрав предлагает правительству подобные меры для "латания дыр" в распределительной составляющей пенсионной системы, куда можно направить "высвобождаемые" 6% тарифа страховых взносов, пока еще направляемые на пенсионные накопления.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.