СПРАВКА - День машиностроителя

МОСКВА, 26 сен - РИА Новости. День машиностроителя отмечается в России 26 сентября.

Ниже приводится справочная информация.

День машиностроителя, отмечаемый ежегодно в последнее воскресенье сентября, был установлен указом Президиума Верховного совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".

Машиностроительный комплекс - базовая отрасль экономики страны, тесно связанная с ведущими отраслями экономики (топливно?энергетический комплекс, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, оборонно?промышленный комплекс, строительство), обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, основа развития технологического ядра промышленности.

Возникновение машиностроения как отрасли промышленности относится к XVIII веку, быстрое развитие машиностроение получило в XIX веке, сначала в Великобритании и некоторых других странах Западной Европы, а затем в США. В России первые машиностроительные заводы были построены в XVIII веке. Машиностроение дореволюционной России было слабо развито и зависело от иностранного капитала, что объяснялось общей экономической отсталостью страны.

За годы советской власти машиностроение получило мощное развитие, что обеспечило создание крупного современного производственного аппарата во всех отраслях промышленности и высокую степень обороноспособности страны.

В 1990?х годах положение машиностроения было достаточно тяжелым. Сформированный в прошлом производственный уклад опирался только на собственные силы. Машиностроение было ориентировано в основном на нужды оборонной промышленности, а также жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей - топливно?энергетического комплекса, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. Многие предприятия дублировали друг друга, не конкурируя между собой. Многократное снижение оборонного заказа и столь же многократное снижение заказов машиностроителям со стороны "естественных" монополий предопределили нехватку денежных средств у предприятий, консервацию или перепрофилирование части мощностей, а главное - общее падение производства.

Более десяти лет (с начала 1990?х годов) не вкладывались сколько-нибудь значимые средства и в технологическое развитие наукоемких отраслей промышленности. В результате нарастающими темпами происходило физическое и моральное старение активной части основных производственных фондов предприятий. Работы по созданию и внедрению в производство новых высокоэффективных технологий, необходимых для выпуска конкурентоспособной инновационной продукции, практически не финансировались. Все это на фоне резкого роста технологической оснащенности промышленности передовых стран на базе освоения высоких технологий привело к тому, что технологическое отставание отечественной промышленности достигло критического уровня.

Ситуация начала меняться к лучшему только с начала 2000?х годов, когда были приняты решения о разработке и реализации ряда федеральных целевых программ технологической направленности: "Национальная технологическая база на 2007 ? 2011 годы", "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 ? 2010 годы" и других. Эти программы непосредственно ориентированы на разработку критических базовых технологий, необходимых для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

По данным Росстата на 2008 года, число предприятий и организаций, занятых производством машин и оборудования в России составило 54,894 тысячи, на них работают более 1,1 миллиона человек.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.