Мировой танкерный рынок может восстановиться только к 2011 году - аналитики

МОСКВА, 15 апр - РИА Новости. Мировой танкерный рынок в 2009 году прошел испытание на прочность - в течение всего года продолжалось снижение мировой экономики, которое привело к падению спроса на нефть и, соответственно, на танкерные перевозки нефти и нефтепродуктов. При этом в 2010 году будет наблюдаться стагнация рынка, а некоторое его восстановление возможно к четвертому кварталу, полагают опрошенные РИА Новости аналитики.

2009 ГОД: РЕЗКИЙ СПАД

Снижение спроса на нефть в мире, включая низкий уровень загрузки нефтеперерабатывающих заводов в Европе, Японии и США, в 2009 году привело к заметному спаду танкерных перевозок - снижались как сами объемы перевозок, так и стоимость фрахта судов, отмечает аналитик по транспорту и инфраструктуре ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.

По данным аналитика "Тройки Диалог" Кирилла Казанли, в 2009 году общий мировой объем танкерных перевозок нефти и нефтепродуктов снизился примерно на 4,5%, спотовые ставки по основным типам судов упали на 60% и больше, при этом было введено порядка 48 миллионов нового dwt (дедвейт, полная грузоподъемность судна - ред.), что составило 12% от общемирового флота на начало года.

"По итогам 2009 года примерно 18% заказов от общего запланированного объема были либо аннулированы, либо отодвинуты на более поздний срок, и ситуация на рынке была бы еще хуже, если весь объем заказов был бы выполнен", - отмечает Казанли.

Также из-за резкого снижения цен на нефть многие инвесторы использовали танкеры в качестве нефтехранилищ в расчете на то, что рост цен начнется в ближайшие сроки, добавляет Рожков. Однако в конце прошлого года количество танкеров, использующихся под хранение нефтепродуктов, сократилось в пользу их профильного использования.

Как отмечает аналитик "Тройки", в 2009 году финансовые показатели основных компаний - танкерных судовладельцев снижались.

Судя по финансовым отчетностям, сектор понес серьезные потери. Из 13 компаний, которые уже отчитались за 2009 год, 6 показали отрицательную прибыль - Genmar, Torm, Maersk Tankers, Evronav, D'Amico, Concordia Maritime. Среднее падение значения EBITDA у этих 13 предприятий составило 42%, падение выручки по тайм-чартерному эквиваленту (валовое поступление фрахта - ред.) - 25%.

Из 11 танкерных компаний, которые выплачивают дивиденды, восемь сократили выплаты от 2 до 10 раз или, как Torm, приняли решение вовсе не выплачивать дивиденды по результатам 2009 года.

2010 ГОД: НЕПРОСТОЙ, НО НЕБЕЗНАДЕЖНЫЙ

"Исходя из оценки фрахтовых ставок в целом по танкерному рынку можно сказать, что первый квартал этого года был неплохим. В том числе наблюдалось увеличение спотовых ставок по крупным типам танкеров, в частности, примерно на 11% по сравнению с первым кварталом 2009 года повысились ставки по танкерам VLCC, на 17% - по Aframax, однако ставки по продуктовозам снизились от 9% до 33% в зависимости от размера, упали ставки и по Suezmax на 12%", - отмечает Казанли.

С начала второго квартала цены на фрахт начали снижаться в целом по рынку. Сейчас наблюдается определенный объем незаполненных мощностей танкерного флота, низкий спрос на перевозку нефти, отмечает Рожков. Снижение спроса на перевозки, продолжает Казанли, связано с тем, что нефтеперерабатывающие заводы, запустив сезонный ремонт, начинают переориентироваться с топочного мазута на производство бензина, дизельного топлива.

"Второй-третий кварталы, как мы ожидаем, будут по-прежнему слабыми. Улучшение ситуации на рынке перевозок нефти и нефтепродуктов возможно к четвертому кварталу в случае улучшения мировых макроэкономических показателей, вывода однокорпусных судов и меньшего количества введенных такнкеров-новостроев, чем сейчас ожидается", - прогнозирует Казанли.

В целом же в текущем году, как полагают аналитики, ставки фрахта по-прежнему будут находиться под давлением невысокого спроса на нефть и значительного портфеля судов-новостроев. Несколько увеличить танкерные перевозки может повышение квот и добычи нефти странами ОПЕК, добавляет аналитик "Метрополя".

"В целом 2010 год, думаю, будет лучше, чем 2009, однако ситуация по-прежнему остается непростой - рынок, скорее всего, будет стагнирующим. Мы прогнозируем оживление рынка только к концу 2010 года - началу 2011 года. Если текущий год многие компании закончат с сокращением прибыли по сравнению с 2009 годом, то в 2011 году они уже должны выйти на ее рост", - подытожил Казанли.

При этом, по оценке Рожкова, крупные танкерные компании будут себя чувствовать несколько лучше по сравнению с их средними и малыми конкурентами. "Если продолжится снижение цен на фрахт, то, возможно, кто-то из малых компаний, особенно отягощенных долговыми обязательствами, уйдет с рынка", - сказал он.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

15.04.2010
16:03
Стоимость барреля нефти сорта Brent превысила 87 долл
15.04.2010
16:00
Производство минудобрений в РФ в I квартале выросло на 31% - до 4,4 млн тонн
15.04.2010
16:00
Производство электроэнергии в РФ в I квартале выросло на 5,8% - Росстат
15.04.2010
16:00
"Газпром" и министр обороны РФ рассмотрели вопросы газификации и поставок топлива на объекты Министерства обороны РФ
15.04.2010
15:53
Мировой танкерный рынок может восстановиться только к 2011 году - аналитики
15.04.2010
15:45
КБ "Стройкредит" открыл кредитную линию "Брянскому городскому водоканалу" в объеме 60 млн руб
15.04.2010
15:30
Первая партия нефти из Венесуэлы в Белоруссию пойдет из порта Одессы по железной дороге
15.04.2010
15:30
«ВЭБ» получит от немецкой KfW дополнительно 100 млн евро на инновации для малого и среднего бизнеса
15.04.2010
15:27
Forex: Евро возобновил снижение на фоне сохраняющейся неопределённости в вопросе помощи Греции
Комментарии отключены.