МОСКВА, 15 апр - РИА Новости. Мировой танкерный рынок в 2009 году прошел испытание на прочность - в течение всего года продолжалось снижение мировой экономики, которое привело к падению спроса на нефть и, соответственно, на танкерные перевозки нефти и нефтепродуктов. При этом в 2010 году будет наблюдаться стагнация рынка, а некоторое его восстановление возможно к четвертому кварталу, полагают опрошенные РИА Новости аналитики.
2009 ГОД: РЕЗКИЙ СПАД
Снижение спроса на нефть в мире, включая низкий уровень загрузки нефтеперерабатывающих заводов в Европе, Японии и США, в 2009 году привело к заметному спаду танкерных перевозок - снижались как сами объемы перевозок, так и стоимость фрахта судов, отмечает аналитик по транспорту и инфраструктуре ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.
По данным аналитика "Тройки Диалог" Кирилла Казанли, в 2009 году общий мировой объем танкерных перевозок нефти и нефтепродуктов снизился примерно на 4,5%, спотовые ставки по основным типам судов упали на 60% и больше, при этом было введено порядка 48 миллионов нового dwt (дедвейт, полная грузоподъемность судна - ред.), что составило 12% от общемирового флота на начало года.
"По итогам 2009 года примерно 18% заказов от общего запланированного объема были либо аннулированы, либо отодвинуты на более поздний срок, и ситуация на рынке была бы еще хуже, если весь объем заказов был бы выполнен", - отмечает Казанли.
Также из-за резкого снижения цен на нефть многие инвесторы использовали танкеры в качестве нефтехранилищ в расчете на то, что рост цен начнется в ближайшие сроки, добавляет Рожков. Однако в конце прошлого года количество танкеров, использующихся под хранение нефтепродуктов, сократилось в пользу их профильного использования.
Как отмечает аналитик "Тройки", в 2009 году финансовые показатели основных компаний - танкерных судовладельцев снижались.
Судя по финансовым отчетностям, сектор понес серьезные потери. Из 13 компаний, которые уже отчитались за 2009 год, 6 показали отрицательную прибыль - Genmar, Torm, Maersk Tankers, Evronav, D'Amico, Concordia Maritime. Среднее падение значения EBITDA у этих 13 предприятий составило 42%, падение выручки по тайм-чартерному эквиваленту (валовое поступление фрахта - ред.) - 25%.
Из 11 танкерных компаний, которые выплачивают дивиденды, восемь сократили выплаты от 2 до 10 раз или, как Torm, приняли решение вовсе не выплачивать дивиденды по результатам 2009 года.
2010 ГОД: НЕПРОСТОЙ, НО НЕБЕЗНАДЕЖНЫЙ
"Исходя из оценки фрахтовых ставок в целом по танкерному рынку можно сказать, что первый квартал этого года был неплохим. В том числе наблюдалось увеличение спотовых ставок по крупным типам танкеров, в частности, примерно на 11% по сравнению с первым кварталом 2009 года повысились ставки по танкерам VLCC, на 17% - по Aframax, однако ставки по продуктовозам снизились от 9% до 33% в зависимости от размера, упали ставки и по Suezmax на 12%", - отмечает Казанли.
С начала второго квартала цены на фрахт начали снижаться в целом по рынку. Сейчас наблюдается определенный объем незаполненных мощностей танкерного флота, низкий спрос на перевозку нефти, отмечает Рожков. Снижение спроса на перевозки, продолжает Казанли, связано с тем, что нефтеперерабатывающие заводы, запустив сезонный ремонт, начинают переориентироваться с топочного мазута на производство бензина, дизельного топлива.
"Второй-третий кварталы, как мы ожидаем, будут по-прежнему слабыми. Улучшение ситуации на рынке перевозок нефти и нефтепродуктов возможно к четвертому кварталу в случае улучшения мировых макроэкономических показателей, вывода однокорпусных судов и меньшего количества введенных такнкеров-новостроев, чем сейчас ожидается", - прогнозирует Казанли.
В целом же в текущем году, как полагают аналитики, ставки фрахта по-прежнему будут находиться под давлением невысокого спроса на нефть и значительного портфеля судов-новостроев. Несколько увеличить танкерные перевозки может повышение квот и добычи нефти странами ОПЕК, добавляет аналитик "Метрополя".
"В целом 2010 год, думаю, будет лучше, чем 2009, однако ситуация по-прежнему остается непростой - рынок, скорее всего, будет стагнирующим. Мы прогнозируем оживление рынка только к концу 2010 года - началу 2011 года. Если текущий год многие компании закончат с сокращением прибыли по сравнению с 2009 годом, то в 2011 году они уже должны выйти на ее рост", - подытожил Казанли.
При этом, по оценке Рожкова, крупные танкерные компании будут себя чувствовать несколько лучше по сравнению с их средними и малыми конкурентами. "Если продолжится снижение цен на фрахт, то, возможно, кто-то из малых компаний, особенно отягощенных долговыми обязательствами, уйдет с рынка", - сказал он.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.