МОСКВА, 1 янв - РИА Новости. С 1 января 2010 вступает в силу закон, запрещающий заключать под стражу подозреваемых или обвиняемых в уклонении от уплаты налогов. Они смогут ждать суда на свободе, а нарушители налогового законодательства, впервые попавшие под статью и добровольно погасившие недоимки и штрафы, смогут избежать уголовного преследования.
Следствие по делам, связанным с налоговыми преступлениями, теперь будут вести не органы МВД, а Следственный комитет при прокуратуре РФ.
Такие новшества содержатся в законе "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса и отдельные законодательные акты РФ", уточняющем порядок привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере налогов.
"ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИГНАЛ"
Досудебный арест за экономические преступления был одной из самых спорных норм российского законодательства. Эту меру жестко критиковали предприниматели, утверждавшие, что таким образом у бизнесменов вымогают деньги и собственность, а заключение под стражу становится способом решения "конфликта хозяйствующих субъектов" и может привести к развалу предприятия. При этом зачастую налоги не доплачиваются из-за ошибок бухгалтерии или из-за изменений законодательства.
Среди наиболее громких было дело сети парфюмерных магазинов "Арбат Престиж". Владелец сети Владимир Некрасов и его компаньон Семен Могилевич (он же Сергей Шнайдер) с января 2008 года по июль 2009 года находились в заключении, а за это время сеть разорилась.
С инициативой отменить практику ареста до суда за налоговые преступления выступила "Единая Россия". Как заявил бывший совладелец торговой сети "Седьмой континент" депутат Владимир Груздев, таким образом "посылается сигнал, который носит психологический характер и направлен на поддержку бизнеса, тем более в условиях мирового финансового кризиса".
По обвинению в уклонении от уплаты налогов находился 11 месяцев в заключении и управляющий партнер аудиторской компании Firestone Duncan, юрист фонда Hermitage 37-летний Сергей Магнитский. Его смерть в московском СИЗО вызвала большой общественный резонанс и стала импульсом для радикальной реформы системы исполнения наказаний.
За снижение числа людей, содержащихся под стражей до суда, давно выступал и президент Дмитрий Медведев. В феврале на заседании президиума Госсовета по вопросам совершенствования уголовно-исполнительной системы Медведев предлагал шире использовать залог и домашний арест за малозначительные преступления и преступления средней тяжести, а за несколько дней до Нового года подписал соответствующий закон.
В частности, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 198 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица" УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пени и штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
В отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 198-199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств, либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов), не может применяться такая мера пресечения, как заключение под стражу.
РЕФОРМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Досудебных арестов станет меньше и за малозначительные преступления и преступления средней тяжести. Соответствующий законопроект разрабатывают Минюст и Генпрокуратура, после новогодних праздников он будет готов, сообщил министр юстиции РФ Александр Коновалов, представляя вместе с генпрокурором Юрием Чайкой 25 декабря президенту РФ предложения по реформированию системы исполнения наказания и по изменению практики досудебных арестов.
Минюст совместно с Генпрокуратурой проанализировали практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и пришли к выводу, что она неадекватна, сообщил Коновалов.
"Только около 70% приговоров в связи с совершением уголовных преступлений выносится именно об изоляции человека от общества в тех случаях, где человек был арестован до суда", - сказал министр.
По его данным, остальные 30% освобождаются либо на стадии следствия, либо в связи с назначением наказания, не связанного с лишением свободы.
Глава Минюста признал, что система исполнения наказаний, в том числе система досудебных арестов, "тяжело больна", и сейчас самое время ситуацию активно исправлять.
В связи с этим Минюст и Генпрокуратура подготовили законопроект, где практика залога и предпосылки для применения именно залога как меры пресечения существенно расширяются. Предполагается увеличить круг предметов залога, которые можно использовать, круг лиц, которые могут инициировать залог. Такое право надо предоставить родственникам или поверенным, считают авторы законопроекта.
Сейчас право обращаться непосредственно в суд, который будет избирать меру пресечения, есть только у следователя, который ведёт дело.
Помимо этого Минюст и Генпрокуратура предлагают серьёзно пересмотреть некоторые положений статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса, которая регламентирует избрание меры пресечения в виде заключения под стражу.
Арест должен избираться как мера пресечения только по тяжким и особо тяжким преступлениям. Сегодня практически 30% всех содержащихся под стражей до суда людей арестованы за нетяжкие преступления, сообщил Коновалов.
Чайка сообщил, что мера пресечения в виде заключения под стражу применяется в отношении каждого пятого.
В то же время такие альтернативные меры пресечения, как домашний арест, применяется к 0,02% от общего количества обвиняемых. В 2008 году было всего 97 случаев, за шесть месяцев 2009 года - 114 случаев. Под залог освобождают 0,07% от общего количества обвиняемых.
Президент РФ заявил, что он намерен лично посмотреть законопроект и потом определиться, будет ли вносить документ на рассмотрение Госдумы правительство, генпрокурор или это сделает сам глава государства.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.