Москва, 13 ноября. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Дмитрий Медведев, 12 ноября выступивший с традиционным ежегодным посланием Федеральному собранию, продемонстрировал, что строить "новую экономику", соображения о которой оказались на удивление близки взглядам президента США Барака Обамы, он намерен сам. Как пишет «КоммерсантЪ», дано лишь несколько поручений правительству Владимира Путина — преимущественно в области "старой" экономики и на 2010 год.
Сам же господин Медведев сконцентрируется на подготовительных работах к "модернизации" — она видится ему технологической и социальной.
Те, кто ожидал в зачитанном вчера послании Дмитрия Медведева Федеральному собранию новостей в области экономики, госрегулирования и в бюджетной сфере, были разочарованы. Хотя не менее половины речи президента было посвящено экономическим вопросам, да и начал президент выступление традиционным указанием на "советский" характер экономического уклада в РФ ("производственные комплексы по добыче нефти и газа, обеспечивающие львиную долю бюджетных поступлений, ядерное оружие, гарантирующее нашу безопасность, промышленная и коммунальная инфраструктура — все это создано большей частью еще советскими специалистами, иными словами, это создано не нами"), господина Медведева увлекла задача выйти на "новую, более высокую ступень развития цивилизации". О существующих экономических проблемах Дмитрий Медведев говорил кратко, давая поручения Белому дому эпизодически. Самые важные из них — "подготовить дополнительные меры по поддержке потребительского кредитования и расширению жилищного строительства" и предусмотреть возможность "использования" технологических норм ЕС в строительстве, в том числе дорожном.
В описании "следующей ступени цивилизации" Дмитрий Медведев был на удивление близок к тому, как описывал ее в нескольких речах в начале президентского срока Барак Обама. Приоритетами "умной экономики", о которой идет речь, президент Медведев также считает "внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности". В послании в "инновационной" части упоминались и "сверхпроводники", и "термоядерный синтез", и "суперкомпьютерное моделирование", и "цифровое телевидение и мобильная связь четвертого поколения". Темы государственного управления, корпоративного управления, инвестиционной привлекательности РФ, бюджетной политики, образования и здравоохранения в речи господина Медведева были, на взгляд чиновника правительства РФ, просто перемешаны друг с другом — Белый дом традиционно выделяет внутри себя "социальный" и "экономический" блоки.
Наиболее внятные и революционные предложения господин Медведев сделал в области, с точки зрения правительства РФ, далекой от экономики. В рамках реформы школьного образования он дал обещание полностью уравнять в правах частные и государственные школы и предоставить "семьям более широкие возможности выбора школы", а сами школы реконструировать с 2011 года по технологии "умных зданий". Это почти калька позиции президента США в политических дебатах по вопросам образования. Дмитрию Медведеву было что добавить — усиление преподавания физкультуры в школах. Но здесь его опередил глава РПЦ патриарх Кирилл, еще 11 ноября осветивший эту неожиданную для духовного пастыря тему. Единственное, в чем Дмитрий Медведев совсем не стал соревноваться в экономико-социальных темах с Америкой,— это "зеленые технологии". В российских реалиях их заменила битва за энергоэффективность.
Эти части послания, очевидно, явились плодом работы экспертных институтов, сформированных в 2008-2009 годах при президентской ветви власти,— правительству Владимира Путина, управляющему "старой" экономикой, оставалось не так много. Так, Белому дому "в двухмесячный срок" указано "подготовить предложения" по введению нового порядка согласования разрешений для старта инвестпроектов. Увеличивать инвестиции в инфраструктуру, по мнению господина Медведева, не нужно, пока Белый дом не внедрит "новые, в том числе электронные" технологии снижения себестоимости строек. Вообще, в речи президента текущий, 2009 год упоминался 3 раза, 2010-й — 15 раз, 2011-й и более поздние — столько же.
Столь любимый ранее Белым домом 2020 год Дмитрий Медведев упомянул лишь раз — вне связи с "планом-2020". Собственные "институты развития" Белого дома — госкорпорации господин Медведев признал "бесперспективными". Госкорпорации, срок работы которых определен проектными целями (однозначно это можно сказать лишь о Фонде ЖКХ и "Олимпстрое"), должны отработать свое и закрыться, остальные, "работающие на конкурентном рынке",— акционироваться. Помощник президента Аркадий Дворкович позже пояснил: «ВЭБ», "Роснано" и "Ростехнологии" могут акционировать с 2010 года, "Росатом" и АСВ никто не тронет. «ВЭБ» не комментирует ситуацию. Отметим, с его акционированием есть проблемы — именно его специальный статус "банка развития", а до 2007 года госбанка несуществующего СССР, но не обычного юридического лица, АО или ООО, защищает структуру от исков ряда иностранных кредиторов.
Главный вопрос для бизнеса — налоги — Дмитрий Медведев в послании почти не трогал, констатируя лишь, что в 2010 году могут быть обсуждены некоторые преференции малому и инновационному бизнесу при реформе ЕСН. Господин Дворкович позже подтвердил: снижения налогов до 2012 года ждать не надо.
Многие из тех, кто пришел в Георгиевский зал Кремля, могли при желании услышать в речи президента свои предложения, которые господин Медведев собирал последние полтора месяца. Советов и наказов было так много, что президент поставил рекорд и зачитывал послание 1 час 40 минут. В итоге господин Медведев еще раз подтвердил свой курс на модернизацию страны.
Как обычно, в день послания все приглашенные в Кремль парламентарии, члены правительства и другие официальные лица прибывали в Большой Кремлевский дворец (БКД) заранее. Оглашение послания дает возможность не только выслушать президента, но и дает возможность всем увидеть всех и, главное, "порешать вопросы". Вчерашний день не стал исключением: уже за час до оглашения послания "предбанник", в роли которого выступали два зала БКД — Андреевский и Александровский,— был битком набит. Вновь прибывающие тут же обрастали кучками заинтересованных лиц либо сами начинали искать кучки с нужными им лицами.
Похудевшего до неузнаваемости калининградского губернатора Георгия Бооса сначала опознали лишь журналисты, но затем все же и бывшие коллеги-депутаты, а точнее депутатки, тут же наговорившие господину Боосу кучу комплиментов. У них губернатора перехватили другие заинтересованные лица. Иркутского губернатора Дмитрия Мезенцева радостно приветствовали бывшие коллеги-сенаторы. На все вопросы, как он себя чувствует в губернаторской роли, господин Мезенцев отвечал, что отлично. В другом конце зала министр сельского хозяйства Елена Скрынник была атакована одним из губернаторов и в итоге уверенно обещала ему решить все вопросы к концу года. Самым беззаботным и веселым выглядел депутат Андрей Макаров. Он выглядел человеком с уже всеми решенными вопросами, поэтому быстро перемещался по залу и обменивался с коллегами в основном шутками. О перспективах модернизации он ответил не задумываясь: "Сейчас уже хорошо, а будет еще лучше!"
Однако в этом году, в отличие от прошлых лет, все приглашенные на оглашение послания могли не только "порешать вопросы", но обсуждать и комментировать послание еще до его оглашения. Ведь еще в сентябре Дмитрий Медведев в своей статье "Россия, вперед!" обнародовал конспект с основными идеями послания и заставил "весь мир" в течение полутора месяцев делиться своими предложениями. Известна была и основная идея послания — модернизация страны.
Поэтому, куда бы корреспондент издания ни направлялся внутри "предбанника", слово "модернизация" разными голосами сопровождало его повсюду. "Модернизация — это веление времени, ведь уже сожгли половину нефти и газа",— объяснял журналистам лидер КПРФ Геннадий Зюганов. На другом конце примерно то же доказывал и лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Рассуждения о модернизации, как обычно, свелись к рассуждениям об истории начиная с Первой мировой войны, критике американских властей, а заодно и украинского правительства, не желающего платить за газ. Вице-премьеру Александру Жукову пришлось объяснять журналистам, что модернизация будет эффективной лишь в рыночной экономике, а бизнесмену Владимиру Потанину — то, что для модернизации и внедрения инноваций государству необходимо, прежде всего, избавить бизнес от бюрократических барьеров и озаботиться созданием рабочих мест для высвобождаемых в результате модернизации работников предприятий. Андрей Макаров, став неожиданно серьезным, объяснил, что проведение модернизации затруднительно, даже если президент даст все ориентиры, поскольку "нам на исполнительском уровне не хватает здравого смысла". А политолог и депутат Сергей Марков объяснил, что граждане в регионах поддерживают идеи модернизации, но сомневаются, что "будут дела". Послание, по мнению господина Маркова, "должно дать ответ на этот вопрос и дать стратегию модернизации".
Дмитрий Медведев комментаторов не разочаровал. Как и ожидалось, лейтмотивом всего послания стала модернизация страны, а именно "конкретные первоочередные планы реализации этой стратегии". Президент сразу заговорил о том, что надо делать, чтобы модернизировать страну, и даже подвел окончательную черту под достижениями советской эпохи, которые уже не могут держать страну на плаву, потому что стремительно устаревают и морально, и физически.
Но сначала президент поблагодарил всех, кто внес свой вклад в подготовку этой стратегии, и заверил, что многие "ваши идеи были учтены при подготовке послания". Собственно это и было главной интригой послания-2009: всем приглашенным было интересно, чьи же идеи вошли в послание.
Дмитрий Медведев, конечно, не давал ссылок на парламент, правительство или членов РСПП, от которых он получил конкретные предложения, однако несколько раз выделил эти идеи, а несколько раз даже назвал авторов. Говоря об антикризисных мерах и ближайших задачах по расчистке накопившихся в экономике "завалов" для дальнейшей модернизации, президент сообщил, что "много предлагается идей по увеличению инвестиций в инфраструктуру". Говоря об одном из пяти уже известных направлений модернизации, энергосбережении и энергоэффективности, Дмитрий Медведев затронул тему неэффективности сжигания попутного газа. Здесь он прямо сообщил, что на эту проблему во время встречи с членами Совета федерации его попросил обратить внимание Николай Рыжков (советский премьер в 1985-1990 годах). Говоря о внедрении электронных информационных технологий, в том числе "электронного правительства", президент согласился с откликом на "известную" статью из Серпухова, где автор указывал, что внедрение таких технологий существенно ослабит проблемы с коррупцией, позволит гражданам избавиться от стояния в очередях, от траты денег и времени.
Говоря о необходимости привлечения к модернизации страны российских ученых, уехавших работать за границу, Дмитрий Медведев сообщил, что эта идея высказывалась во многих откликах к статье. А говоря о механизмах стимулирования инноваций, президент поддержал идею, которая "пришла из Алтая",— создавать на базе современных вузов бизнес-инкубаторы. Говоря же о замене уголовного наказания на штрафы, он поддержал предложение единороссов (рассматривающийся в Госдуме законопроект) об исключении уголовной ответственности для налогоплательщика, если он выполнил свои обязательства перед бюджетом и заплатил соответствующие пени и штрафы. Единороссов, как и представителей других фракций, могли порадовать и предложения президента по политической реформе.
Говоря о коррупции, Дмитрий Медведев вспомнил и риторический вопрос премьер-министра Владимира Путина: "Где посадки?" — и ответил ему: "Одними "посадками" проблему не решить. Но сажать надо".
Впрочем, слушая вчера рекордное по длительности президентское послание многие слушатели могли потешить себя мыслью, что это именно с их подачи президент говорит о том или об этом. Так, председатель Совета федерации Сергей Миронов мог быть рад предложению президента рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов и отмены перехода на летнее и зимнее время. «Мы традиционно привыкли гордиться количеством часовых поясов, потому что это казалось нам яркой иллюстрацией величия нашей Родины, - сказал парезидент. - Это действительно так. Но задумывались ли мы когда-нибудь по-серьезному о том, насколько столь дробное деление позволяет эффективно управлять нашей страной, не приводит ли к использованию слишком дорогих технологий? Примеры других стран - США и Китая - показывают, что можно обходиться и меньшей разницей во времени... Нужно рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов. Конечно, надо просчитать все последствия такого решения. Это касается, кстати, и целесообразности перехода на летнее и зимнее время. Здесь тоже нужно сравнить все выгоды от экономии, очевидные неудобства, но сделать это надо. Я надеюсь, что специалисты дадут нам объективный ответ на эти вопросы».
Представителей РСПП могли порадовать обещание президента об облегчении налоговой нагрузки и его предложение об акционировании госкорпораций, а также поручения правительству о сокращении с двух лет до трех месяцев процесса согласования разрешительной документации для начала инвестиционных проектов. Также бизнес мог найти отголоски своих предложений во вчерашнем поручении правительству создать благоприятные условия для инновационной деятельности, в том числе установить пятилетний переходный период в отношении увеличения обязательных взносов на социальное страхование. Представители общественности могли расценить как свои расписанные вчера президентом будущие налоговые послабления некоммерческим благотворительным организациям, которые "помогают в решении сложных социальных проблем".
Сегодня Дмитрий Медведев перед отлетом в Сингапур намерен дать конкретные поручения своей администрации по реализации послания. А 21 ноября президент посетит съезд "Единой России" в Санкт-Петербурге.
Комментарии отключены.