МОСКВА, 24 июл - РИА Новости. Цены на авиатопливо в ряде аэропортов России начали расти после полугодового падения. Оптовые цены с заводов на керосин в июле выросли на 8-12%, аэропорты ответили повышением розничных цен на 4,5-6%. Авиакомпании начали снова вводить или увеличивать топливные сборы, а туркомпании - сообщать о росте стоимости билетов. Эксперты не ждут дальнейшего увеличения цен на топливо, но перевозчики готовятся к худшему, пишет в пятницу газета "Коммерсант".
О возобновлении роста цен на топливо изданию сообщили несколько участников авиарынка. По данным аэропортов в Центре расписаний и тарифов, в московском Шереметьево с 8 июля тонна керосина подорожала на 4,5%, до 17,76 тысячи рублей без НДС и стоимости услуг заправки, в петербургском Пулково с 11 июля - на 6%, до 16,7 тысячи рублей, в новосибирском Толмачево - на 2,7%, до 15,9 тысячи рублей, на аэропортовом ТЗК и на 2,67%, до 16,3 тысячи рублей, на ТЗК "Газпром нефти". В ИЦ "Кортес" поясняют, что оптовые цены на керосин с НПЗ в июле увеличились на 8-12%. В "Газпром нефти" "Коммерсанту" сообщили, что с 1 июля цены в России выросли в среднем на 9%. "Это обусловлено повышением стоимости нефти на мировом рынке",- говорят в компании, отмечая, что в мире авиатопливо подорожало более чем на 19%.
В Домодедово изданию сообщили, что у них роста цен не было, хотя рост цен НПЗ подтвердили. Но аэропортовый ТЗК контролирует лишь 15% объема продаж керосина в Домодедово: около 75% топлива на хранении в емкостях аэропорта уже принадлежит авиакомпаниям, еще около 10% продаж приходится на СП Shell и "Аэрофьюэлз".
Гендиректор ТЗК "Аэрофьюэлз" Юрий Меняйло говорит, что его компания также постаралась не поднимать розничные цены и реализует накопленные запасы топлива. А в аэропорту Пскова компания решила снизить цену на 25%, рассчитывая привлечь дополнительные рейсы.
Резкий рост цен на керосин начался в конце 2007 года. К лету 2008 года его стоимость в России превысила мировую. Это привело к кризису на авиарынке и банкротству ряда авиакомпаний. Пик цен пришелся на август-сентябрь 2008 года - общий рост составил 200%. После резких заявлений премьера Владимира Путина и угроз ФАС нефтяники пошли на снижение цен. Однако в целом к июню они упали всего на 25%.
Крупнейшие авиаперевозчики для экономии на топливе уже перешли на прямые контракты с нефтяниками: стоимость топлива определяется исходя из "формулы цены", зафиксированной в двусторонних договорах. В "Аэрофлоте" (соглашение с "Роснефтью") отмечают, что топливо привязано к биржевым ценам, но абсолютная стоимость тонны керосина оказывается ниже, чем в аэропортовых ТЗК. В "Трансаэро" (работает с "Газпром нефтью") также отмечают, что прямые контракты оказались эффективными. "Необходимо, чтобы поставки по таким соглашениям могли беспрепятственно осуществляться во всех аэропортах России. Это особенно важно для Дальнего Востока",- считает гендиректор "Трансаэро" Ольга Плешакова. Параметры своих контрактов авиакомпании не раскрывают.
В Sky Express (базируется во Внуково и не имеет прямых контрактов с нефтяниками) заявляют, что рост цен на топливо начался еще в мае, но называют его "незначительным" - от 200 до 1 тысячи рублей за тонну. "С учетом сезона повышенного спроса и высоких цен на билеты это пока не сильно бьет по карману перевозчика,- говорит гендиректор авиакомпании Марина Букалова.- Но тенденции рынка говорят о том, что к осени еще будет рост". По данным Sky Express, зарубежные аэропорты оперативнее российских реагируют на нефтяную конъюнктуру и в июле подняли цены примерно на 100 долларов за тонну (15%), хотя уже сейчас вслед за ценой на нефть керосин успел подешеветь на 40-60 долларов. Юрий Меняйло из компании "Аэрофьюэлз" также отмечает, что во второй половине июля цены в Европе пошли вниз, но российские нефтекомпании пока не анонсировали свои цены на август.
Павел Строков из ИЦ "Кортес" напоминает, что в первой половине года, вопреки росту цен на нефть, стоимость керосина в России оставалась на одном уровне или снижалась. "Это объясняется тем, что нефтяники столкнулись со снижением спроса и не успели оптимизировать объемы производства",- говорит эксперт. Но, по его словам, уже к концу первого квартала нефтяники начали увеличивать долю экспорта и снижать объемы производства. "К июлю баланс спроса и предложения был найден, что и отразилось на ценах",- отметил Строков. По его мнению, объективных факторов к тому, чтобы в ближайшие месяцы цены на керосин выросли еще больше, нет. Сюрпризов от нефтяников ждать, по его мнению, не стоит: за рынком достаточно плотно следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Однако, как воспримет ФАС увеличение экспорта и снижение объемов производства нефтяниками, пока неизвестно. В начале июля комиссия ФАС выявила в действиях "Газпром нефти" "факты изъятия товара из обращения, результатом которого явилось повышение цены, создание дискриминационных условий реализации нефтепродуктов отдельным контрагентам". Подобные претензии получили и другие нефтекомпании. Глава Infomost Борис Рыбак считает, что действия нефтяников, приводящие к росту цены на топливо, иначе как "жадностью" назвать нельзя. "Я не понимаю, почему в нефтедобывающей стране цены на нефтепродукты должны быть на уровне мировых - они должны быть ниже",- убежден эксперт, приводя в пример Саудовскую Аравию, ОАЭ и Иран.
В любом случае за ситуацию на топливном рынке уже расплачиваются пассажиры. Большинство авиакомпаний отреагировали на рост цен повышением топливных сборов. Так, "Ютэйр", отменившая топливные сборы в начале года, с июля вернулась к их применению. "Трансаэро" и "ВИМ-авиа" увеличили сниженные ранее сборы. Туристические компании спешно информируют клиентов о необходимости произвести доплату. По данным исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, перелеты на курорты Турции подорожали примерно на 20 долларов за человека, на Бали - на 90 долларов, в Таиланд - на 55 долларов.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.