Апелляционная инстанция арбитражного суда Москвы не удовлетворила жалобу ООО "НКО Вестерн Юнион ДП Восток" (дочерняя компания Western Union Financial Services, Inc.) и оставила в силе решение суда от 7 апреля, когда не был удовлетворен иск ООО "Вестерн Юнион" к Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) РФ (на сегодняшний день Федеральная антимонопольная служба) и подтверждена действительность решения и предписания МАП от 10 сентября 2003 г., в соответствии с которыми министерство признало действия истца (заключающиеся в предложениях банкам заключать договор, содержащий требование не заключать соответствующие соглашения с иными платежными системами) нарушающими антимонопольное законодательство и предложило устранить нарушения. Об этом МФД-ИнфоЦентр сообщили в ФАС РФ.
Напомним, что 14 октября 1991 г. Western Union Financial Services, Inc. совместно с "Межэкономсбербанком" образовало СП "Вестерн Юнион - Сбербанк ДП". В 1994 г. оно было преобразовано в ООО "НКО "Вестерн Юнион ДП Восток". "Вестерн Юнион" предоставляет услуги по быстрым электронным денежным переводам для физических лиц без открытия банковского счета.
Нарушение было выявлено на основании проведенного МАП России расследования в связи с обращением АКБ "Русславбанк" о несоблюдении антимонопольного законодательства, выражавшемся в заключении ООО "Вестерн Юнион" и российскими банками соглашений, предметом которых являются услуги, предоставляемые физическим лицам по отправлению и выплате денежных переводов без открытия банковских счетов. В заключаемых российскими банками и ООО "Вестерн Юнион" соглашениях содержится стандартный пункт 4.2.8., согласно которому банку, в частности, запрещается в период действия договора взаимодействовать с другими компаниями, оказывающими услуги по оперативному переводу денежных средств в формах, аналогичных применяемым в системе ООО "Вестерн Юнион".
АКБ "Русславбанк" создал и развивает корреспондентскую сеть "Contact" по переводу денежных средств физических лиц без открытия банковских счетов через систему корреспондентских счетов банков. По заявлению "Русславбанка", в созданную им сеть вошли более 40 российских банков, банков стран дальнего и ближнего зарубежья. Вместе с тем заявитель представил материалы, свидетельствующие об отказе российских банков продолжать исполнять, а также заключать договоры с "Русславбанком", предметом которых являются отношения по переводу денежных средств физических лиц без открытия банковских счетов с использованием сети "Contact", по причине наличия ранее заключенных банками соглашений с ООО "Вестерн Юнион", содержащих стандартный пункт 4.2.8.
Комиссией были рассмотрены заявленные сторонами доводы, проанализированы представленные материалы и установлено следующее. ООО "Вестерн Юнион" предлагает на рынке Российской Федерации систему Western Union - систему переводов денежных средств физических лиц без открытия банковских счетов. В целях предоставления физическим лицам услуг денежных переводов без открытия банковских счетов ООО "Вестерн Юнион" и российские банки заключают двустороннее соглашение. Типовой договор между российским банком и ООО "Вестерн Юнион" содержит наряду с другими условиями стандартный пункт 4.2.8., согласно которому банк не имеет права в период действия договора выступать агентом или представителем других компаний, предлагающих услуги по оперативному переводу денежных средств в формах, аналогичных применяемым в системе Western Union. Наличие в соглашении такого условия не позволяет банку, заключившему договор с ООО "Вестерн Юнион", заключать договоры с другими организациями, представляющими иные платежные системы.
Один из критериев, которым руководствовались банки при выборе своего делового партнера для предоставления услуг физическим лицам по переводу денежных средств, - это широта охвата территорий, на которые (с которых) возможно осуществлять такие переводы. Достичь аналогичной широты охвата территорий российским компаниям, желающим осуществлять деятельность на рассматриваемом рынке, возможно только через достаточно длительный период присутствия на этом рынке, значительных финансовых затрат на создание системы и ее развитие. Наличие пункта 4.2.8. типового договора, заключаемого банками с ООО "Вестерн Юнион", учитывая конкурентные преимущества последнего перед новыми платежными системами и компаниями, желающими предоставлять услуги на этом же рынке, имеет своим результатом ограничение конкуренции на рынке услуг по переводу денежных средств физических лиц без открытия банковских счетов, так как не позволяет банкам заключать соглашения по переводу денежных средств физических лиц с иными организациями, что, учитывая разницу в широте охвата территорий между ООО "Вестерн Юнион" и его потенциальными конкурентами, вынуждает банки отказаться от взаимовыгодного сотрудничества с иными организаторами платежных систем в пользу ООО "Вестерн Юнион".
Следует также отметить, что само ООО "Вестерн Юнион" указывает в качестве одной из целей включения в типовой договор пункта 4.2.8. - обеспечение заинтересованности банка в продвижении на рынке только одной компании и ее системы переводов денежных средств, а также желание ООО "Вестерн Юнион" исключить возможную конкуренцию со стороны организаторов иных систем переводов, имеющих более гибкую систему взаиморасчетов с банками.
Перечисленные обстоятельства и рассмотренные материалы позволили комиссии квалифицировать пункт 4.2.8 типового договора, заключаемого ООО "Вестерн Юнион" с российскими банками, как условие соглашения, направленное на ограничение доступа на рынок услуг по осуществлению денежных переводов физических лиц без открытия банковских счетов, иных финансовых организаций и имеющего своим результатом ограничение развития новых платежных систем на рынке и, как следствие, ограничение конкуренции.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений, которые противоречат законодательству РФ и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг.
Комиссия посчитала, что целью включения в типовой договор с банками пункта 4.2.8 является ограничение развития на рынке РФ иных платежных систем по переводу средств физических лиц без открытия банковских счетов и ограничение доступа на рынок других финансовых организаций - организаторов таких систем, что является нарушением статьи 6 Закона о защите конкуренции, а также пункта 1 статьи 10 ГК РФ, устанавливающего пределы осуществления гражданских прав, и причиняет убытки другим финансовым организациям - конкурентам ООО "Вестерн Юнион".
Таким образом, совокупность перечисленных действий ООО "Вестерн Юнион", с учетом их целей и последствий, на рынке комиссия квалифицировала как недобросовестную конкуренцию, запрещенную статьей 15 Закона о защите конкуренции. Выводы о нарушении ООО "Вестерн Юнион" запретов, установленных статьями 6 и 15 Закона о защите конкуренции, были сделаны и при учете следующих обстоятельств: для кредитных организаций - участников платежных систем большое значение в конкурентной борьбе имеет возможность предоставления максимального спектра услуг клиентам. Заключение договоров с различными платежными системами по переводам денежных средств физических лиц позволяет кредитной организации расширить перечень предоставляемых услуг, привлекать более широкий круг клиентов с различными потребностями и финансовыми возможностями; исследование и сопоставление комиссией различных систем платежей, в частности Western Union и Contact, позволяет сделать вывод, что данные системы не являются идентичными, имеют ряд технологических, организационных и других отличий; пункт 4.2.8. типового договора не позволяет банкам в период действия договора выступать агентом или представителем других компаний по оперативному переводу денежных средств. Однако ООО "Вестерн Юнион" направляет уведомления банкам о расторжении договора во всех случаях использования последними платежных систем иных, чем Western Union.
Комиссия МАП России, руководствуясь статьями 22, 23, 30 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", решила: 1. Признать условия пункта 4.2.8. типового договора, заключаемого российскими банками и ООО "Вестерн Юнион", согласно которому банк не имеет права в период действия договора выступать агентом или представителем других компаний, предлагающих услуги по оперативному переводу денежных средств в формах, аналогичных применяемым в системе Western Union, не соответствующими статье 6 Федерального закона от 23.06.99 №? 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", запрещающей заключать соглашения, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе, направленных на ограничение доступа на рынок финансовых услуг иных финансовых организаций. 2. Признать действия ООО "Вестерн Юнион" по включению в условия типового договора пункта 4.2.8., а также выдвигаемые обществом требования по прекращению отношений банков с иными организаторами систем переводов денежных средств физических лиц без открытия банковских счетов, при одновременной угрозе расторжения соглашения между банком и ООО "Вестерн Юнион" в связи с нарушением пункта 4.2.8 договора, недобросовестной конкуренцией, запрещенной статьей 15 Федерального закона от 23.06.99 №? 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". 3. Выдать предписание ООО "Вестерн Юнион" о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Комментарии отключены.