Стоимость транспортировки нефти танкерами выросла в несколько раз

Рост спроса на нефть обернулся для нефтяников не только взлетом нефтяных котировок, но и увеличением в несколько раз стоимости транспортировки сырья, пишут "Ведомости".

В России к этим факторам добавляются свои специфические проблемы, связанные с ограниченными возможностями ее основных нефтяных портов - Новороссийска и Приморска.

Как сообщает Reuters, тарифы на перевозку нефти супертанкерами по самым оживленным маршрутам мира за прошлую неделю поднялись до 30-летнего максимума. В частности, транспортировка сырья супертанкером через Атлантику сейчас превышает 140 тыс. в сутки по сравнению с 20 тыс. в октябре 2002 г. Самый типичный маршрут - из Западной Африки или Северного моря в США - в 2003 г. подорожал в четыре раза, а по сравнению с трудным для отрасли 2002 г., когда был спад мировой экономики в связи с терактами против США, тарифы выросли в пять раз. Если говорить о восточном направлении, то доставить баррель нефти из Персидского залива в Сингапур стоит сейчас 1.4 долл., что более чем на 300% выше цен прошлого лета.

Опрошенные Reuters аналитики рост ставок фрахта объясняют тем, что бурный рост экономики в Китае совпал с экономическим подъемом на Западе. Импорт сырой нефти в Китай в 2003 г. вырос на 30% , а нефтепродуктов - на 40%. Соответственно американские НПЗ в борьбе с Китаем за танкеры вынуждены мириться с ростом ставок. Дорожанию перевозок в немалой степени способствовало и то, что после ряда катастроф ужесточились требования к безопасности танкеров, в результате чего сократилось число пригодных к эксплуатации судов.

Гендиректор судоходной компании "Сомкомфлот" Дмитрий Скарга называет и другие причины роста ставок на фрахт танкеров. Это, в частности, рост потребления нефти в Северной Америке, где стоят необычно низкие температуры. По его словам, наиболее ажиотажным направлением является трансатлантическое, где ставки с конца 2002 г. выросли почти в три раза. На восточном направлении (Япония, Китай) рост не столь велик - примерно на 50%. Скарга прогнозирует, что такая ситуация может продержаться еще полгода-год, после чего возможно понижение цен, так как в ближайшее время можно ожидать ввода большого количества новых танкеров.

С ним согласен и менеджер "Новошипа", который тоже говорит о вводе новых мощностей, при том, что ОПЕК не спешит увеличивать добычу нефти. Это, по его мнению, может привести к переизбытку тоннажа. Кроме того, замечает собеседник, в зимний период ставки всегда растут и ближе к лету можно ожидать сезонного снижения цен. "Конечно, мы довольны нынешним положением, однако вряд ли такая ситуация продержится долго", - говорит собеседник "Ведомостей". Однако, по его словам, не меньше моряки заинтересованы в том, чтобы рынок был стабильным, без резких колебаний.

Как и все российское, рост транспортных расходов в нашей стране имеет свою специфику. В ноябре прошлого года Турция ужесточила режим прохода танкеров через Босфор и Дарданеллы, в результате чего у проливов стали образовываться пробки из судов. "Если год назад простои танкеров не превышали недели, то сейчас они достигают 20 дней, - говорит представитель крупной нефтяной компании, - а фрахт одного танкера дедвейтом 60 тыс. - 80 тыс. стоит 30 тыс. - 40 тыс. в день". По словам нефтяника, дополнительные транспортные расходы при этом могут достигать 1.2 долл. на баррель нефти, в среднем же за первую половину декабря они составили в компании 0.7 долл. на баррель. К простоям в Новороссийске ведут и обычные для зимнего времени штормы. По этой причине порт был закрыт 14 января. 17-го отгрузка возобновилась, но уже 18-го снова заштормило, и по состоянию на вчерашний день порт был закрыт и 10 танкеров ожидали погрузки.

Большие проблемы зимой и в Приморске. Порт расположен не в самом удачном месте. По словам представителя другой крупной нефтяной компании, это единственный на Балтике порт, где зимой могут использоваться танкеры только ледового класса. А таких судов немного - всего 12. Это, по словам нефтяника, и привело к росту ставок фрахта. Если в начале декабря доставка 1 т нефти из Приморска в Амстердам стоила 7.92-7.96 долл., то в середине - 12.32 долл., а в конце месяца - уже 19.8 долл.. Правда, в январе, наметилось небольшое снижение ставок.

Аналитик "Атона" Тимербулат Каримов говорит, что при нынешних высоких ценах на нефть повышение транспортных издержек вряд ли серьезно отразится на экономике компаний. "Это нежелательный для нефтяников, но неизбежный фактор, который никак не повлияет на их стремление к максимальным объемам экспорта", - говорит эксперт.

Другие новости

23.01.2004
11:11
Банк России 23 января проведет аукцион по продаже из своего портфеля ОФЗ-ПД выпуска 26198 на 5 млрд руб
23.01.2004
11:10
Компания Sanofi-Synthelabo может предложить за компанию Aventis более 60 млрд долл. - New York Times
23.01.2004
11:05
Мещанский суд Москвы приступил к заключительным слушаниям по делу В.Шахновского
23.01.2004
11:03
По мнению аналитиков ИФ "Олма", на фондовом рынке вероятно продолжение роста, возобновившегося вчера во второй половине дня
23.01.2004
11:01
Стоимость транспортировки нефти танкерами выросла в несколько раз
23.01.2004
10:58
Корпорация Regions Financial приобретает банк Union Planters за 6.0 млрд долл
23.01.2004
10:54
ЕЦБ: В мире во II полугодии 2003 г. из обращения было изъято 311 тыс. 925 поддельных банкнот евро на общую сумму 16.02 млн евро
23.01.2004
10:49
Наблюдательный совет проекта "Сахалин-2" утвердил инвестиции в проект в 2004 г. на 2.5 млрд долл., "Старстрой" приступил к сварке трубопровода
23.01.2004
10:40
"Русал" начал переговоры с Alcoa о продаже ей Самарского метзавода и Белокалитвинского МПО либо организации совместного бизнеса по продаже проката за рубежом
Комментарии отключены.