ОАО "Русский алюминий" ("Русал") хочет привлечь к производству проката крупнейшую алюминиевую компанию мира - американскую Alcoa, пишут "Ведомости".
"Русал" уже начала переговоры с Alcoa о продаже ей Самарского метзавода и Белокалитвинского металлургического производственного объединения либо организации совместного бизнеса по продаже проката за рубежом.
Самарский металлургический завод (СМЗ) - крупнейший российский производитель и экспортер алюминиевых полуфабрикатов, на его долю приходится 40% их выпуска. Выручка предприятия в 2002 г. составила 336 млн долл., чистый убыток - 5 млн долл. Имея мощности на 450 тыс. т в год, завод выпускает около 190 тыс. т продукции. "Русалу" принадлежит 99.2% акций СМЗ.
Производственные мощности БКМПО - 120 тыс. т продукции в год, но в 2002 г. предприятие выпустило около 38 тыс. т проката, выручив 81.4 млн долл. "Русал" владеет 81.3% акций БКМПО.
Alcoa - крупнейший производитель алюминия в мире. Общий объем продаж компании за 2002 г. составил 20.3 млрд долл., чистая прибыль - 420 млн долл.
Еще когда все алюминиевые заводы страны занимались исключительно экспортом металла в чушках, совладелец "Русала" Олег Дерипаска верил в перспективы производства алюминиевого проката. В 1998 г. возглавляемый им "Сибирский алюминий" купил у структур Инкомбанка Самарскую металлургическую компанию ("Самеко"). Превратившись в Самарский металлургический завод (СМЗ), компания вместе с другими активами "Сибала" вошла в холдинг "Русский алюминий". А уже в 2000 г. холдинг купил еще один прокатный завод - БКМПО. Оба этих приобретения в "Русале" объясняли стратегией развития компании, нацеленной на рост выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Однако мощности обоих заводов до сих пор сильно недозагружены.
Теперь компания пытается поправить дела с помощью мирового гиганта Alcoa. Как сказал один из топ-менеджеров "Русала", переговоры пока находятся в начальной стадии - "Их исход еще непонятен". Сотрудник одного из подразделений "Русала" говорит, что переговоры с Alcoa начались еще несколько месяцев назад.
По сведениям источника близкого переговорам, речь идет о привлечении Alcoa на Самарский метзавод и БКМПО. Конфигурация возможного сотрудничества во многом будет зависеть от американской компании. Это может быть и продажа предприятий, создание СП или компании по реализации продукции за рубежом.
Инициативу "Русала" он объясняет тем, что у компании не получается нарастить сбыт алюминиевого проката на внешних рынках - прорыв возможен лишь с привлечением западного партнера, который мог бы снизить издержки за счет переноса части производства в Россию. В самой Alcoa переговоры с "Русалом" не подтверждают, но и не опровергают. "Я не могу комментировать слухи или факт ведения переговоров", - заявил Джейк Сьюерт - представитель Alcoa в нью-йоркском офисе.
Alcoa пристально интересовалась российскими алюминиевыми заводами в конце 90-х гг. Но после посещения КрАЗа тогдашний руководитель Alcoa Пол О'Нил посетовал, что бизнес там невозможен: "Под каждым мостом сидит тролль и говорит, что надо делиться".
Начальник информационно-аналитического отдела НП "Алюминий" Галина Стельмакова не верит в возможность продажи прокатных заводов "Русала" компании Alcoa. Она отмечает, что у большинства западных холдингов прокатные мощности сильно недозагружены и смысла в покупке заводов в России для Alcoa нет. Но партнерство этих двух компаний было бы выгодно обеим, считает Василий Николаев из "Тройки Диалог ", - Alcoa имеет огромный опыт в секторе нишевой продукции с высокой добавленной стоимостью, а у "Русала" большие возможности по выпуску дешевого первичного алюминия. Александр Пухаев из Объединенной финансовой группы полагает, что для американцев эта сделка может стать плацдармом для выхода на наш рынок. Даже если речь пойдет о покупке акций прокатных заводов, они обойдутся Alcoa лишь в несколько сотен миллионов долларов, говорит аналитик. А, по мнению Федора Трегубенко из Brunswick UBS, в дальнейшем от Alcoa можно ожидать более крупных покупок.
Комментарии отключены.