Мы начинаем серию публикаций об иностранных компаниях. Текущий обзор посвящен биофармацевтическому гиганту, компании Gilead Sciences Inc., в котором мы постараемся представить подробную информацию о профиле компании, а также провести анализ производственных и финансовых результатов за несколько лет и за последний отчетный период.
Gilead Sciences является одним из самых известных разработчиков и исследователей лекарственных препаратов. Основная специализация компании – инновационные лекарственные препараты в областях неудовлетворенных потребностей в медицинской помощи (трудноизлечимых болезнях). Речь идет, прежде всего, о противовирусных препаратах, используемых для лечения ВИЧ, гепатита В и С, а также рака, респираторных и заболеваний сердечно-сосудистой системы.
В ходе своего развития Gilead Sciences, Inc. постоянно работала над своим расширением. В частности, в начале 2012-го года к ней присоединилась американская фармацевтическая компания Pharmasset, Inc. А год спустя была куплена биотехнологическая фирма YM BioSciences Inc. С тех пор компания находилась в центре внимания инвесторов благодаря существенному скачку финансовых показателей, обеспеченных выводом линейки новых препаратов.
Линейка основных лекарственных препаратов на сегодняшний день представлена следующим составом:
Harvoni - первый комбинированный препарат для терапии 1 генотипа вирусного гепатита С без интерферона. Препарат впервые сделал возможным лечение гепатита С с помощью одной таблетки в день. принимается в течение восьми недель для пациентов с менее тяжелым течением заболевания, и 12 недель для других пациентов. В клинических испытаниях, лекарство уничтожило вирус у более чем 90 процентов пациентов, что считается эффективным результатом. Препарат был одобрен в 2014 году в США и ЕС и, несмотря на дороговизну (цена для США - $1125 таблетку), сразу же стал звездой продаж, принеся уже на следующий год 42,5% всей выручки компании. С сентября 2015 года Harvoni вышел на рынок Японии. Несмотря на некоторое снижение объемов продаж в текущем году, препарат является бесспорным лидером в структуре продаж компании: по итогам 1 п/г 2016 г. на него приходится 35,8% общей выручки.
Sovaldi – инновационный ключевой препарат для ряда безинтерфероновых режимов терапии вирусного гепатита С. По сравнению с другими лекарственными препаратами софосбувир показал более высокую эффективность, меньшее количество побочных эффектов и в 2-4 раза более короткую длительность терапии. Препарат был одобрен в США в декабре 2013 г., и уже на следующий год показал многомиллиардные продажи. Столь впечатляющие объемы выручки были обусловлены не только тем, что Gilead первой успела вывести новинку на рынок, но и высокой стоимостью препарата: трехмесячный курс Sovaldi обходится американским пациентам в $84000. По итогам полугодия доходы от продажи препарата составили 17% общего объема выручки компании. В мае 2015 г. Sovaldi начал продаваться в Японии.
Среди других препаратов, годовая выручка от продажи которых превышает $1 млрд, стоит назвать семейство препаратов, направленных на лечение ВИЧ/СПИД (Atripla, Truvada, Complera/Eviplera, Stribild, Viread).
Помимо выведения на рынок препаратов нового поколения компания в ряде стран (Индия, Египет) заключает соглашения на производство дженериков. В рамках этих соглашений все компании смогут производить и устанавливать свои собственные цены на дженерики Sovaldi, выплачивая при этом роялти от продаж Gilead. Лицензии на дистрибуцию охватывают 91 государство, на территории которых проживают 54% от глобального количества больных гепатитом. При этом указанные соглашения не распространяются на крупные платежеспособные рынки наподобие Китая, Бразилии, Мексики.
Ставка компании на разработку инновационных препаратов полностью себя оправдала, что подтверждает динамика финансовых показателей:
В географическом разрезе основным рынком сбыта продукции компании являются США: по итогам второго квартала 2016г. на долю американского рынка приходится 64% выручки от продажи препаратов. Доля стран ЕС составляет 21%, Японии – 8%. На оставшиеся страны приходится 7% общей выручки компании
Далее обратимся к анализу консолидированных финансовых показателей компании за последние годы. Отметим, что в таблице указаны цены закрытия торгов последнего рабочего дня соответствующего периода.
Следует отметить взрывной рост финансовых показателей компании в 2014-15 г.г., связанный с выводом на рынок уже упомянутых выше инновационных противовирусных препаратов Harvoni и Sovaldi и последовавший в связи с этим кратный рост курсовой стоимости акций компании. На этом фоне компания достаточно активно увеличивала свою долговую нагрузку, в результате чего долг вырос в 2,5 раза, а соотношение долга к собственному капиталу превысило 1. Нетрудно заметить, что на данном этапе ROE компании находится на заоблачном уровне, который нельзя считать стабильным, присущим ей в долгосрочном периоде. Достаточно высокий объем средств, направляемых на выплаты акционерам, сказывается и на текущей оценке акций компании: высокий ROE обусловил существенный отрыв рыночной стоимости акции от ее балансовой стоимости, в результате значение коэффициента P/BV превышает 7.
Говоря о результатах за первое полугодие 2016 года, следует отметить, что они продемонстрировали незначительную отрицательную динамику. На этом фоне компания несколько увеличила объем операций по обратным выкупам собственных акций. В целом мы ожидаем, что итоги года окажутся несколько слабее результата за 2015 г.
Что касается будущих результатов компании, то мы ожидаем, что Gilead сможет закрепиться в достигнутом диапазоне годовой чистой прибыли (13-15 млрд дол.). Учитывая внушительный портфель препаратов, проходящих в настоящий момент стадию клинических испытаний, можно предположить, что в более отдаленной перспективе результаты компании могут оказаться выше верхней границы этого диапазона. Ожидается, что на дивиденды компания будет направлять около 30-40% чистой прибыли. В свои ожидания мы закладываем относительно скромные размеры дивидендных выплат (около 20% чистой прибыли) и куда более внушительную программу выкупа собственных акций: в текущем году, как ожидается, компания распределит всю свою чистую прибыль среди акционеров, а в дальнейшем этот показатель составит 50-70% чистой прибыли.
В целом ожидается, что на ближайшие годы придется ряд крупных прорывов в области медицины; все это будет способствовать сохранению интереса к биофармацевтическим компаниям со стороны потенциальных инвесторов.
Выручка компании снизилась на 12,4% до 13,6 млрд дол. При этом падение продаж противовирусных препаратов на 18,9% было отчасти компенсировано ростом доходов от прочей продукции.
Среди продаж противовирусных препаратов наблюдалась различная динамика. В то время как сегмент препаратов для лечения ВИЧ показал рост с 6 млрд дол. до 6,8 млрд дол., сегмент препаратов для лечения гепатита сократил свои продажи с 8,3 млрд дол. до 5,4 млрд дол. Такое падение было обусловлено снижением продаж препаратов Harvoni и Sovaldi, что частично было компенсировано началом продаж препарата Epclusa, стартовавших в Соединенных Штатах и Европе в июне и июле 2016 года соответственно.
В разрезе географических сегментов 70% годовой выручки пришлось на североамериканский рынок, 20% - на европейский, и 10% - на прочие регионы.
Затраты компании снижались чуть меньшими темпами и составили 5,6 млрд дол. (-11,8%), что было связано в первую очередь с ростом коммерческих и административных расходов с 1,58 до 1,75 млрд дол. В результате операционная прибыль сократилась на 12,7% до 8 млрд дол., а чистая прибыль компании снизилась на 18,2% до 5,8 млрд дол.
По состоянию на конец отчетного периода размер наличности и рыночных ценных бумаг на счетах компании достиг 36,6 млрд дол. Годовой денежный поток от операционной деятельности составил 6,5 млрд дол.
В течение 1 п/г 2017 года компания выкупила собственных акций на сумму 695 млн дол., и выплатила дивиденды на сумму 1,37 млрд дол. В общей сложности компания вернула своим акционерам порядка 35% заработанной чистой прибыли отчетного периода.
После выхода отчетности мы внесли изменения в прогноз доходов компании в сторону повышения в соответствии с ориентирами самой Gilead.
После фантастического скачка финансовых показателей за последние годы, вызванных выводом на рынок инновационных противовирусных препаратов, годовая чистая прибыль компании будет находиться в диапазоне 11-11,5 млрд дол., что, на наш взгляд, является очень хорошим результатом. Мы ожидаем, что компания продолжит достаточно щедро делиться доходами со своими акционерами, направляя на это не менее двух третей своей годовой прибыли, большая часть из которой будет распределяться через механизм выкупов акций. В настоящий момент акции Gilead Sciences торгуются исходя из P/E 2017 около 8,5 и входят в число наших приоритетов.
Внимание! Уважаемые посетители сайта mfd.ru, предупреждаем вас о следующем: ОАО Московская Биржа (далее – Биржа) является источником и обладателем всей или части указанной на настоящей странице Биржевой информации. Вы не имеете права без письменного согласия Биржи осуществлять дальнейшее распространение или предоставление Биржевой информации третьим лицам в любом виде и любыми средствами, её трансляцию, демонстрацию или предоставление доступа к такой информации, а также её использование в игровых, учебных и иных системах, предусматривающих предоставление и/или распространение Биржевой информации. Вы также не имеете права без письменного согласия Биржи использовать Биржевую информацию для создания Модифицированной информации предназначенной для дальнейшего предоставления третьим лицам или публичного распространения. Кроме того, вы не имеете права без письменного согласия Биржи использовать Биржевую информацию в своих Non-display системах.