Альпари : Стоит ли бояться за свои вклады?

Живя в эпоху фейковых новостей, которые особенно распространены, конечно, в социальных сетях, иногда стоит потратить время на их разоблачение. Почему этим не занимаются государственные органы с их огромными бюджетами и PR службами, сказать сложно. Видимо, они заняты более серьезными и важными делами. Карантин, падение курса рубля и рост безработицы вернул в социальные сети старые фейки – вклады граждан могут быть заморожены и/или пройдет деноминация рубля, в результате которой россияне потеряют все или почти все свои деньги.

На прошлой неделе глава «Сбербанка» Герман Греф заявил, что заморозка вкладов россиян в банках, подобная той, что была проведена в СССР в начале 1991 года невозможна. Напомним, что 22 января 1991 года президент СССР Михаил Горбачев подписал указ, которым запретил выдавать со вкладов в «Сбербанке» и других банках более 500 руб. в месяц. Введение запрета объяснялось заботой о «нормализации денежного обращения и потребительского рынка». На фоне последовавшего затем роста цен, лежащие на вкладах средства в значительной степени обесценились, так что уже в марте Горбачев новым указом отменил ограничение на снятие средств со вкладов. В СССР, действительно, существовал огромный дисбаланс между денежной и товарной массой. Именно он стал основой гиперинфляции 1992-1993 годах. Его можно было решить массовой приватизацией ведущих компаний за деньги, выражаясь современным языком, через проведение народных IPO. Однако, последние коммунистические вожди до этого видимо просто не додумались.

Масла в огонь подлил и бывший министр финансов и глава Счетной палаты Алексей Кудрин, который указал на возможность использовать в рамках борьбы с кризисом средства накопленные на счетах и вкладах физических лиц. По словам Кудрина, часть этих средств может быть привлечена государством в рамках заимствований на внутреннем рынке. Последнее большинство паникеров и лиц с расстроенной психикой пропустили мимо ушей. Коронавирус коронавирусом, а весеннее сезонное обострение никто не отменял. Вряд ли идея господина Кудрина будет актуальной, так как дефицит бюджета, вызванный падением цен на нефть, будет покрыт за счет средств ФНБ.

Но, в принципе, отношение суверенного долга к ВВП и резервам Банка России и Министерства финансов очень комфортное. И в покрытии бюджетного дефицита за счет внутренних рублевых займов вряд ли есть какие-то риски. Но главное другое, Россия – состоявшаяся капиталистическая страна, с жестким законодательством в финансовой сфере. Вклады – это частная собственность. И власти их тронуть в принципе не могут. При советской власти люди и их накопления были просто ресурсом для реализации поставленных коммунистической партией целей, но сейчас на дворе давно другие времена. Состоявшаяся в 1991 году буржуазная революция имеет не только минусы, но и плюсы.

Вторая история – это деноминация рубля и возврат копейки. На самом деле, она давно назрела и перезрела, лучшее соотношение 1 к 100. Курс доллара соответственно 60-80 копеек, как в 1987 году. Только тогда за покупку валюты можно было получить несколько лет тюрьмы с конфискацией. Это техническая мера, которая призвана упростить денежный оборот и никак не влияет на финансовое благосостояние граждан. Недавно ее без проблем провела Беларусь, а в далеком 1998 году еще при премьере Викторе Черномырдине – новая буржуазная Россия.

Ну и последняя история – рост цен. Люди этого серьезно опасаются. Здесь ключевым фактором является ослабление рубля, первая волна девальвации уже прошла, но если Brent упадет к $10, то вторая волна девальвации не за горами. Годовая инфляция в марте ускорилась до 2,5% (с 2,3% в феврале). По предварительным данным на 20 апреля, годовой темп прироста потребительских цен составил около 3,1%. Центробанк РФ ожидает, что годовая инфляция составит 3,8-4,8% по итогам нынешнего года и будет находиться вблизи таргета в 4% в дальнейшем. И на самом деле ЦБ прав. Эффект девальвации будет сильно сглажен резким снижением спроса, который будет вызван массовой безработицей и урезанием зарплат. Так что можно с уверенностью сказать, что если вы сохранили доходы и не потеряли работу, то вы однозначно не проиграли.

Александр Разуваев, руководитель ИАЦ

Другая аналитика