Находившийся с визитом в Италии министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев дал интервью местной экономической газете Sole 24 Ore. Основной посыл его речи состоял в следующем: к концу 2015 года рубль укрепит свои позиции на фоне повышения цены на нефть, инфляция снизится, а к началу 2016 года российская экономика, адаптировавшись к новым условиям, нормализовав валютную политику и завоевав доверие инвесторов, вернется к росту. В конечном итоге в 2016 году экономика нашей страны может вырасти на 2-2,5%.
Показательно, что одним из условий выхода из рецессии Алексей Улюкаев назвал повышение цен на нефть. И хотя конкретные цифры упомянуты не были, тем не менее, мы можем представить, какие значения представляются оптимальными членам российского правительства.
К примеру, в феврале вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что 80-85 долларов за баррель представляется ему разумной ценой. По его мнению, в первую очередь в этом заинтересованы нефтедобывающие страны, поскольку в условиях низкой стоимости нефти они испытывают трудности с наполнением государственных бюджетов. Да и большинство участников форума в Давосе, по его словам, хотели бы видеть нефтяные цены в интервале 70-80 долларов за баррель.
Между тем, новая версия федерального бюджета сверстана, исходя из стоимости нефти в 50 долларов за баррель. Тогда как трехлетний бюджет на 2015-2017 годы, принятый Государственной Думой ФС РФ в ноябре 2014 года, основывался на прогнозе цены в 80 долларов за баррель. Как полагают в Экспертном центре Инвестиционной компании «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент», правительство специально устанавливает ценовую планку ниже сегодняшних биржевых значений. Благодаря этому, возможные дополнительные доходы от продажи углеводородов могут сыграть роль своеобразной подушки безопасности, если возникнет необходимость экстренных бюджетных расходов.
И все же, сколько будет стоить нефть – 50 или 80 долларов? В нынешних условиях важнее вести речь не о конкретных цифрах, а о факторах, влияющих на формирование биржевых тенденций. С этой точки зрения определяющим является баланс спроса и предложения. К примеру, возможное снижение добычи нефти странами ОПЕК на 2 миллиона баррелей в сутки равнозначно изменению глобального спроса на нефть на 2%.
Однако, страны ОПЕК, даже испытывая проблемы с наполнением бюджетов, не спешат сокращать добычу, поскольку их потери от этого будут превышать потенциальную выгоду от более высоких цен. От этого шага их также удерживает опасение, что освободившуюся нишу на рынке тут же займут конкуренты, не входящие в нефтяной картель.
Еще одним важным фактором является добыча сланцевой нефти. При сегодняшнем уровне цен весь доход добытчиков сланцевой нефти уходит на погашение затрат. С другой стороны, отказ от добычи сланцевой нефти приведет к перекраиванию всего нефтяного рынка и повлияет не только на ближайшие, но и на среднесрочные перспективы.
Таким образом, по мнению экспертов ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент», динамика нефтяных цен будет определяться тем, у кого первого не выдержат нервы – у нефтедобытчиков из стран ОПЕК, рассчитывающих получать более высокие доходы при меньших объемах добычи, или у разработчиков сланцевых месторождений, уставших работать себе в убыток.
Другая аналитика