Сибирскому комбинату хлебопродуктов, развивающему зернопеработку в Омской области, в декабре предстоит погашение дебютного выпуска биржевых облигаций на 100 млн рублей. О политике компании на рынке публичного долга, влиянии роста ключевой ставки на бизнес, а также о планах по развитию экспорта в странах Юго-Восточной Азии в интервью Boomin рассказал генеральный директор «Сибирского КХП» Илья Баринов. «Работаем процентов на 40 от своей производственной мощности»— Как ужесточение денежно-кредитной политики в стране влияет на ваш бизнес? — Ужесточение ДКП на любом бизнесе сказывается негативно. Деньги становятся всё дороже и дороже. Мы вынуждены пересматривать нашу инвестпрограмму, фактически сворачивая проекты, которые не способствуют укреплению позиций компании на рынке здесь и сейчас. Стараемся по возможности работать с льготным кредитованием, рассчитываем на возмещение части затрат на уплату купонов от Минэкономразвития.
Но есть еще вопрос цены на нефть. Если ее стоимость пойдет вниз, власти вынуждены будут сократить объемы поддержки агропромышленного сектора, и нам будет еще тяжелее и больнее. Но, как мы видим, в других секторах экономики ситуация еще сложнее. Например, в строительной отрасли. Трудно не заметить, как сокращаются объемы перевозки по железной дороге стройматериалов. — С какими ключевыми показателями компания завершила первое полугодие 2024 г.? — Консолидированная выручка за полгода составила 783 млн рублей, чистая прибыль — 11,1 млн рублей, произвели более 26 тыс. тонн продукции, реализовали 12 тыс. тонн сельхозсырья на 250 млн рублей. — Как оцениваете этот результат? — По каким-то направлениям наблюдаем спад спроса, что-то, напротив, приятно удивляет темпами роста, а если говорить в целом о деятельности компании в первом полугодии, то в общем-то тренд соответствует текущей ситуации в отрасли — поставки зерна в Китай значительно сократились из-за перебоев с получением оплат, кредиты подорожали и их доступность, как и финансовая господдержка, ухудшилась. — Насколько сегодня загружены производственные мощности? — Сейчас работаем процентов на 40 от своей производственной мощности. В случае роста спроса на продукцию предприятия нам не составит труда производить в 2–2,5 раза больше — резервы имеются.
— На какие рынки вы сейчас ориентированы? — Основной объем готовой продукции — муку высшего и первого сорта; манную, ячневую, перловую и гороховою крупы; комбикорма для КРС, свиней и птиц — мы поставляем на внутренний рынок, сейчас это Урал и европейская часть страны. Рассчитываем, что конъюнктура в этом году позволит возобновить поставки в Москву и Санкт-Петербург. Часть готовой продукции мы отгружаем в страны Центральной Азии: Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан — примерно 30% от общего объема. Поставляли бы больше, если бы не запретительный транзитный тариф Казахстана. Для российских экспортеров его размер в три-четыре раза выше, чем для местных поставщиков. Что касается поставок сырья, то мы ориентированы на экспорт: за рубеж направляем до 90% продукции. Тем более, что в Сибири в этом году неплохой урожай. Помимо стран ЕврАзЭС, отгружаем сырье в Китай, в самых ближайших планах — это Афганистан, Иран, Пакистан. Китайское направление мы стали плотно развивать с началом СВО. Конечно, это огромный рынок, но там сложный, очень своеобразный потребитель, который знает, что ему нужно, и диктует свои условия. Для успеха на этом направлении нужны хорошие отношения с партнерами из Поднебесной, которые мы активно выстраиваем. К сожалению, в силу протекционистской политики Китай не готов покупать готовую продукцию, только сырье. Но в последнее время мы видим некоторое смягчение этой политики КНР. Надеемся выйти на рынок Китая и со своей продукцией. Недавно мы прошли регистрацию в китайской таможенной системе CIFER на пшеничную муку и крупы. — Вы упомянули, что сложности в расчетах с Китаем вас также коснулись... — Да, это большая проблема для отрасли.
Надеемся, что Банк России найдет возможность помочь российским экспортерам с проведением трансграничных платежей. Также мы рассматриваем возможность начать отгрузки готовой продукции и сырья во Вьетнам и Южную Корею. Технически мы к этому полностью готовы. Нас сдерживает только перегруженность Восточного коридора РЖД, который не справляется со своевременной доставкой грузов в порты Дальнего Востока. К сожалению, государство в качестве экспортного приоритета выбрало энергетические товары, а не продовольствие. У зерновиков и переработчиков нет такого лобби, как у угольщиков. Плюс, всё острее встает проблема дефицита вагонов. — И как вы действуете в этих условиях? — Стараемся оптимизировать транспортные расходы. В этом году купили по льготной программе Росагролизинга 15 железнодорожных вагонов-хопперов. В перспективе планируем довести парк до одного состава, то есть до 67 вагонов. Таким образом мы решаем проблему острого дефицита ж/д вагонов в период уборочной и получаем существенную экономию на логистике: цена перевозки продукции в собственном подвижном составе в три раза дешевле, чем в чужом. — Насколько это существенные затраты для компании? — Стоимость одного нового ж/д вагона без НДС составляет 7,5 млн рублей. Срок окупаемости таких проектов — пять-семь лет. — Как с началом СВО изменилась конкуренция на вашем рынке? — В сырьевом сегменте произошло усиление позиций федеральных игроков. Они обладают большими инфраструктурными возможностями — подвижным составом и терминалами. Поэтому мы концентрируемся на нишевых продуктах, где у нас больше компетенций. «Планируем довести долю облигационного фондирования до 50 процентов»— Что собой сегодня представляет кредитный портфель «Сибирского КХП»? — Портфель состоит из облигаций, доля которых — около 35%, банковские кредиты — 45%, и оставшиеся 20% приходятся на лизинг. В основном привлекаем кредиты с господдержкой. Как правило, в нашем пуле — три-пять банков, в которых открыты кредитные линии. В перспективе планируем довести долю облигационного фондирования до 50%. — В декабре компании предстоит погашение дебютного выпуска облигаций на 100 млн рублей. За счет чего планируете исполнить обязательства перед инвесторами? Потребуется ли рефинансирование задолженности?
— Первый облигационный выпуск компании имеет плавающую ставку купона, второй — «лесенку». Почему решили не повторять опыт флоатера? — В условиях экономической турбулентности «лесенка» нам показалась более адекватным, абсолютно предсказуемым для нас и инвесторов решением. Ведь речь шла уже о займе на 300 млн рублей. То, что выпуск был размещен всего за несколько дней без привлечения институционалов, говорит о том, что инвесторы разделили наше мнение о сложившейся рыночной ситуации. — Есть ли в ближайших планах компании выход на рынок с новыми облигационными займами? — Да, мы рассматриваем возможности выпустить пятилетние облигации объемом около 300 млн рублей. Привлеченные средства планируем направить на развитие инфраструктуры с акцентом на железнодорожные перевозки — расширение мощностей контейнерного терминала, увеличение парка подвижного состава. С созданием этого терминала мы связываем перспективы развития на рынках Юго-Восточной Азии. — Размещение планируете до конца этого года? — Возможность выпуска в текущем году рассматриваем. Сроки будут зависеть от действия Банка России, от величины ключевой ставки. — В этом месяце компания вышла на рынке ЦФА, за один день реализовав выпуск на 100 млн рублей. С чем связан этот шаг? — Цифровые финансовые активы стремительно набирают популярность, хотя для промышленных предприятий такой способ привлечения средств еще остается необычным.
Привлеченные от выпуска ЦФА средства пойдут на пополнение оборотного капитала — закупку сырья для производства, а также на финансирование инвестиционных проектов развития компании. Мы продолжаем расширять терминал и внутреннюю сеть ж/д путей, реконструируем комбикормовый завод. Есть намерение приобрести современный тепловоз с возможностью выхода на ж/д пути общего пользования при станции. Имеющиеся в распоряжении компании два тепловоза такой возможностью не обладают, из-за чего страдает оперативность перемещения ж/д составов между станцией и предприятием. — С какими финансовыми и производственными показателями «Сибирский КХП» планирует завершить 2024 г.? — Трудно прогнозировать. В Сибири продолжается уборка урожая, и мы не до конца понимаем, каким будет итоговое количество собранного зерна и его качество. От этого будут зависеть как объемы поставок, так и их география. Увидим это только через месяц-полтора. Но в любом случае рассчитываем по итогам года прирасти как по выручке, так и по маржинальности. В прошлом году выручка составила почти 2 млрд рублей, маржинальность — около 10% до налогов. |