2 1
4 комментария
9 986 посетителей

Блог пользователя boomin

Boomin.ru - Растущие компании России

Boomin.ru – интернет-журнал об инвестициях в растущие российские компании. В ленте новостей сайта – все важнейшие мировые, российские и региональные новости экономики, в статьях – конкретные рекомендации и аналитика, в разделе бизнес-мнения – опыт собственников бизнеса от первого лица. Наша площадка открыта для публикаций по обозначенным темам от всех участников рынка.
1 – 1 из 11
boomin 24.09.2024, 10:53

Илья Баринов: «У зерновиков и переработчиков нет такого лобби, как у угольщиков»

Сибирскому комбинату хлебопродуктов, развивающему зернопеработку в Омской области, в декабре предстоит погашение дебютного выпуска биржевых облигаций на 100 млн рублей. О политике компании на рынке публичного долга, влиянии роста ключевой ставки на бизнес, а также о планах по развитию экспорта в странах Юго-Восточной Азии в интервью Boomin рассказал генеральный директор «Сибирского КХП» Илья Баринов.

«Работаем процентов на 40 от своей производственной мощности»

— Как ужесточение денежно-кредитной политики в стране влияет на ваш бизнес?

— Ужесточение ДКП на любом бизнесе сказывается негативно. Деньги становятся всё дороже и дороже. Мы вынуждены пересматривать нашу инвестпрограмму, фактически сворачивая проекты, которые не способствуют укреплению позиций компании на рынке здесь и сейчас. Стараемся по возможности работать с льготным кредитованием, рассчитываем на возмещение части затрат на уплату купонов от Минэкономразвития.

Мы понимаем, что какое-то время нам всем придется жить с высокой ключевой ставкой. Значит, нужно приспосабливаться.

Но есть еще вопрос цены на нефть. Если ее стоимость пойдет вниз, власти вынуждены будут сократить объемы поддержки агропромышленного сектора, и нам будет еще тяжелее и больнее. Но, как мы видим, в других секторах экономики ситуация еще сложнее. Например, в строительной отрасли. Трудно не заметить, как сокращаются объемы перевозки по железной дороге стройматериалов.

— С какими ключевыми показателями компания завершила первое полугодие 2024 г.?

— Консолидированная выручка за полгода составила 783 млн рублей, чистая прибыль — 11,1 млн рублей, произвели более 26 тыс. тонн продукции, реализовали 12 тыс. тонн сельхозсырья на 250 млн рублей.

— Как оцениваете этот результат?

— По каким-то направлениям наблюдаем спад спроса, что-то, напротив, приятно удивляет темпами роста, а если говорить в целом о деятельности компании в первом полугодии, то в общем-то тренд соответствует текущей ситуации в отрасли — поставки зерна в Китай значительно сократились из-за перебоев с получением оплат, кредиты подорожали и их доступность, как и финансовая господдержка, ухудшилась.

— Насколько сегодня загружены производственные мощности?

— Сейчас работаем процентов на 40 от своей производственной мощности. В случае роста спроса на продукцию предприятия нам не составит труда производить в 2–2,5 раза больше — резервы имеются.

«Китайское направление мы стали плотно развивать с началом СВО»

— На какие рынки вы сейчас ориентированы?

— Основной объем готовой продукции — муку высшего и первого сорта; манную, ячневую, перловую и гороховою крупы; комбикорма для КРС, свиней и птиц — мы поставляем на внутренний рынок, сейчас это Урал и европейская часть страны. Рассчитываем, что конъюнктура в этом году позволит возобновить поставки в Москву и Санкт-Петербург. Часть готовой продукции мы отгружаем в страны Центральной Азии: Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан — примерно 30% от общего объема. Поставляли бы больше, если бы не запретительный транзитный тариф Казахстана. Для российских экспортеров его размер в три-четыре раза выше, чем для местных поставщиков.

Что касается поставок сырья, то мы ориентированы на экспорт: за рубеж направляем до 90% продукции. Тем более, что в Сибири в этом году неплохой урожай. Помимо стран ЕврАзЭС, отгружаем сырье в Китай, в самых ближайших планах — это Афганистан, Иран, Пакистан. Китайское направление мы стали плотно развивать с началом СВО. Конечно, это огромный рынок, но там сложный, очень своеобразный потребитель, который знает, что ему нужно, и диктует свои условия. Для успеха на этом направлении нужны хорошие отношения с партнерами из Поднебесной, которые мы активно выстраиваем. К сожалению, в силу протекционистской политики Китай не готов покупать готовую продукцию, только сырье. Но в последнее время мы видим некоторое смягчение этой политики КНР. Надеемся выйти на рынок Китая и со своей продукцией. Недавно мы прошли регистрацию в китайской таможенной системе CIFER на пшеничную муку и крупы.

— Вы упомянули, что сложности в расчетах с Китаем вас также коснулись...

— Да, это большая проблема для отрасли.

Бывает, что деньги «зависают» на два месяца. Платить комиссию в 3-4% посредникам, чтобы трансграничные платежи проходили быстрее, наш бизнес не позволяет. Приходится искать новые каналы для расчетов, открывать счета в других банках. А открытие счета в китайском банке — процесс небыстрый. Там везде нужно «пойти своими ножками», постоять в очередях.

Надеемся, что Банк России найдет возможность помочь российским экспортерам с проведением трансграничных платежей.

Также мы рассматриваем возможность начать отгрузки готовой продукции и сырья во Вьетнам и Южную Корею. Технически мы к этому полностью готовы. Нас сдерживает только перегруженность Восточного коридора РЖД, который не справляется со своевременной доставкой грузов в порты Дальнего Востока. К сожалению, государство в качестве экспортного приоритета выбрало энергетические товары, а не продовольствие. У зерновиков и переработчиков нет такого лобби, как у угольщиков. Плюс, всё острее встает проблема дефицита вагонов.

— И как вы действуете в этих условиях?

— Стараемся оптимизировать транспортные расходы. В этом году купили по льготной программе Росагролизинга 15 железнодорожных вагонов-хопперов. В перспективе планируем довести парк до одного состава, то есть до 67 вагонов. Таким образом мы решаем проблему острого дефицита ж/д вагонов в период уборочной и получаем существенную экономию на логистике: цена перевозки продукции в собственном подвижном составе в три раза дешевле, чем в чужом.

— Насколько это существенные затраты для компании?

— Стоимость одного нового ж/д вагона без НДС составляет 7,5 млн рублей. Срок окупаемости таких проектов — пять-семь лет.

— Как с началом СВО изменилась конкуренция на вашем рынке?

— В сырьевом сегменте произошло усиление позиций федеральных игроков. Они обладают большими инфраструктурными возможностями — подвижным составом и терминалами. Поэтому мы концентрируемся на нишевых продуктах, где у нас больше компетенций.

«Планируем довести долю облигационного фондирования до 50 процентов»

— Что собой сегодня представляет кредитный портфель «Сибирского КХП»?

— Портфель состоит из облигаций, доля которых — около 35%, банковские кредиты — 45%, и оставшиеся 20% приходятся на лизинг. В основном привлекаем кредиты с господдержкой. Как правило, в нашем пуле — три-пять банков, в которых открыты кредитные линии. В перспективе планируем довести долю облигационного фондирования до 50%.

— В декабре компании предстоит погашение дебютного выпуска облигаций на 100 млн рублей. За счет чего планируете исполнить обязательства перед инвесторами? Потребуется ли рефинансирование задолженности?

— Деньги на погашение займа уже саккумулированы, поэтому в рефинансировании нет необходимости. Основной источник средств для погашения облигаций — выручка компании.

— Первый облигационный выпуск компании имеет плавающую ставку купона, второй — «лесенку». Почему решили не повторять опыт флоатера?

— В условиях экономической турбулентности «лесенка» нам показалась более адекватным, абсолютно предсказуемым для нас и инвесторов решением. Ведь речь шла уже о займе на 300 млн рублей. То, что выпуск был размещен всего за несколько дней без привлечения институционалов, говорит о том, что инвесторы разделили наше мнение о сложившейся рыночной ситуации.

— Есть ли в ближайших планах компании выход на рынок с новыми облигационными займами?

— Да, мы рассматриваем возможности выпустить пятилетние облигации объемом около 300 млн рублей. Привлеченные средства планируем направить на развитие инфраструктуры с акцентом на железнодорожные перевозки — расширение мощностей контейнерного терминала, увеличение парка подвижного состава. С созданием этого терминала мы связываем перспективы развития на рынках Юго-Восточной Азии.

— Размещение планируете до конца этого года?

— Возможность выпуска в текущем году рассматриваем. Сроки будут зависеть от действия Банка России, от величины ключевой ставки.

— В этом месяце компания вышла на рынке ЦФА, за один день реализовав выпуск на 100 млн рублей. С чем связан этот шаг?

— Цифровые финансовые активы стремительно набирают популярность, хотя для промышленных предприятий такой способ привлечения средств еще остается необычным.

ЦФА для нас — возможность в кратчайшие сроки обеспечить доступ к необходимым ликвидным средствам для выполнения операционных задач, формировать публичную кредитную историю и повышать узнаваемость бренда в инвестсообществе. Всё это соответствует стратегическим целям компании, включая IPO в будущем.

Привлеченные от выпуска ЦФА средства пойдут на пополнение оборотного капитала — закупку сырья для производства, а также на финансирование инвестиционных проектов развития компании. Мы продолжаем расширять терминал и внутреннюю сеть ж/д путей, реконструируем комбикормовый завод. Есть намерение приобрести современный тепловоз с возможностью выхода на ж/д пути общего пользования при станции. Имеющиеся в распоряжении компании два тепловоза такой возможностью не обладают, из-за чего страдает оперативность перемещения ж/д составов между станцией и предприятием.

— С какими финансовыми и производственными показателями «Сибирский КХП» планирует завершить 2024 г.?

— Трудно прогнозировать. В Сибири продолжается уборка урожая, и мы не до конца понимаем, каким будет итоговое количество собранного зерна и его качество. От этого будут зависеть как объемы поставок, так и их география. Увидим это только через месяц-полтора. Но в любом случае рассчитываем по итогам года прирасти как по выручке, так и по маржинальности. В прошлом году выручка составила почти 2 млрд рублей, маржинальность — около 10% до налогов.

0 1
Оставить комментарий
1 – 1 из 11