Сообщается, что Ростелеком и Мегафон отказались от идеи выкупа акций сотового ритейлера Евросеть. Причиной стал якобы пересмотр Мегафоном совместных с Ростелекомом планов по созданию регионального MVNO-оператора. Между тем, развитие новых услуг для потребителей-физлиц является очень важным направлением для Ростелекома. Напомню, что история с продажей Александром Мамутом своей доли в Евросети тянется довольно долго: в апреле прошлого года компания пыталась выйти на IPO, однако неудачно. Еще в марте этого года появлялись сообщения о том, что Мамут договорился о покупке своей доли как раз с Мегафоном и Ростелекомом. Сообщалось, что оценка всей компании составила $3,6-3,9 млрд, что представляется чересчур завышенным уровнем. В этой связи неудивительно, что ранее Вымпелком отказался от исполнения опциона на приобретение 24,99% акций Евросети. Кроме того, как сообщала тогда компания, это привело бы к консолидации на балансе непрофильного и низкомаржинального бизнеса. Президент Ростелекома Александр Провоторов на конференц-звонке по итогам 9 месяцев 2011 года говорил, что компании поступали предложения от инвестиционных банков по покупке пакета в Евросети и Связном. Провоторов отмечал, что такая сделка может иметь смысл, если Ростелеком получит в результате нее определенные преференции и поддержку собственной дистрибуции услуг ШПД, мобильной связи и т.д. В феврале же появились сообщения о том, что оператор заключил с Евросетью федеральный контракт на дистрибуцию своих продуктов. Если учесть, что в условиях нестабильной макроэкономической ситуации Ростелеком, по имеющимся сообщениям, даже задумался о сокращении инвестиционной программы на 2012 год примерно на 30%, отказ от покупки доли в ритейлере, весьма вероятно, по очень высокой цене представляется более чем разумным решением. На встрече с аналитиками Ростелеком озвучил свои планы в отношении розницы: компания рассчитывает создать собственную сеть из 250 точек, и еще порядка 1800 точек будут работать под франшизой. При этом, к примеру, операторы «Большой тройки» отмечали, что продажи через собственную розничную сеть более качественны, чем через сторонних дилеров: привлеченные таким образом абоненты генерируют большую среднюю выручку и дольше «живут» в сети оператора. Более настораживающими являются сообщения о том, что якобы расстроились совместные с Мегафоном планы по созданию MVNO-оператора. Пока региональный охват услуг мобильной связи Ростелекома сравнительно невелик и для оператора очень важно его расширение в условиях сокращения выручки по услугам фиксированной телефонной связи. Для Ростелекома MVNO — очень жизнеспособная модель, если учесть, что создание собственной инфраструктуры займет много времени и потребует больших затрат. Последняя вышедшая отчетность Ростелекома продемонстрировала, что компания имеет ряд проблем с направлением B2C: выручка в нем сокращается, а общие показатели компании вытягивают государственные клиенты и услуги другим операторам. В целом, такую динамику нельзя назвать однозначно плохой: о важности государственных заказчиков в условиях насыщенности российского телекоммуникационного рынка говорят все операторы. Активную работу с государственными заказами, в том числе по направлению «облачных» технологий, можно счесть скорее преимуществом Ростелекома, который в полной мере пользуется своим благоприятным положением оператора крупнейшей инфраструктуры связи в России. Однако сильные позиции в сегменте B2C диверсифицируют риски компании: государственное потребление более изменчиво, чем предпочтения простых потребителей. Услуги связи часто приравнивают к товарам первой необходимости: даже в кризисные годы люди слабо сокращают их потребление. Ростелеком демонстрирует очень неплохую динамику выручки по основным, альтернативным, ориентированным на частного потребителя услугам — мобильной связи, ШПД и платному ТВ: в первом квартале 12/11 она приросла соответственно на 5%, 9% и 58%. Вместе с тем, очевидно, что компании необходимо достичь большего прироста выручки по этим услугам, чтобы скомпенсировать выпадающую выручку по услугам традиционной фиксированной связи. Предпосылки для этого есть: ускорению прироста выручки по услугам мобильной связи должно способствовать региональное расширение их охвата, а также запуск услуг 3G; также компания добивается роста средней выручки с абонента за счет пакетных предложений, из которых одним из наиболее распространенных является платное ТВ + ШПД. Несмотря на явные трудности, Ростелеком находится на стратегически правильном пути, и с запуском новых услуг мобильной связи можно ожидать, что ситуация в сегменте B2C стабилизируется, а общие темпы прироста выручки увеличатся. С учетом грядущего присоединения Скай Линка и Связьинвеста я подтверждаю свою рекомендацию «держать» по акциям Ростелекома. Целевая цена по обыкновенным акциям составляет 149,58 руб., а потенциал роста — 33%. Рекомендация — «держать».
|