В то время как Facebook, Twitter, а теперь и Google официально запрещены в Китае, LinkedIn нашла способ успешно развиваться на плодородном рынке Поднебесной. Несколько слов о текущих финансовых показателях компании. Согласно актуальному отчету за 3-й квартал, выручка (revenue) LinkedIn составила $568,27 млн, что на 44,6% выше показателя за аналогичный период 2013 года. Учитывая, что средний рост LFL (like for like = год к году) выручки для данной индустрии составляет 28,6%, это позитивный результат. LinkedIn не имеет долгосрочных кредитов (long term debt), а коэффициент быстрой ликвидности (quick ratio) составляет 3,44, что говорит об избыточной способности компании покрывать все свои краткосрочные обязательства. Валовая маржа (cross margin) составляет 86,82%, и этот показатель даже увеличился относительно 3-го квартала 2013 года. Каждый доллар выручки Linkedin обеспечивает $0,87 ее валовой прибыли. Учитывая, что средний показатель gross profit margin для данной индустрии, по версии Reuters, составляет 55,80%, можно говорить о хорошем контроле над прямыми издержками компании (текущий показатель gross margin в Facebook составляет 82,21%). Для более полного анализа контроля над издержками рассмотрим показатель operating margin. Его скользящее значение за 12 месяцев составляет 1,65%, средний показатель operating margin для индустрии Global Internet Content & Information, по версии Reuters, находится на уровне 29,07%, а косвенные расходы превышают среднее значение. Однако по отношению к 3-му кварталу 2013 года общее значение операционных издержек (total operating expense) увеличилось на 44%, на столько же вырос и показатель выручки эмитента (revenue), который не позволяет своим общим операционным расходам увеличиваться быстрее темпов роста выручки. Не забываем, что мы анализируем на сегодняшний день убыточную компанию с целю оценить ее потенциал. На мой взгляд, относительно высокие текущие косвенные издержки необходимы для обеспечения будущего роста, а то, что темп их роста не превышает темп роста выручки, говорит о контроле над увеличением издержек. Текущий показатель Price/Sales (ttm) указывает на то, что сейчас акции LinkedIn торгуются с мультипликатором, равным 13,94 по отношению к выручке на одну акцию компании. Средний показатель Price/Sales (ttm) для LinkedIn составляет 14,99. Таким образом, мы можем говорить о наличии внутреннего потенциала для роста акций компании, но рассмотрим текущую капитализацию LinkedIn более детально. Последние 3 квартала компания работает с чистым убытком (net loss), скользящий чистый финансовый результат за последние 4 квартала (ttm) составляет минус $14,96 млн. В такой ситуации мы не можем использовать для анализа стоимости акций такие показатели как Price/Earning ratio и EPS, поэтму я предлагаю анализировать текущую стоимость акций эмитента через мультипликатор EV/EBIDTA. Для полноты анализа предоставляю исторические данные значения мультипликатора. Источник: показатели отчетности LinkedIn. Текущее значение мультипликатора EV/EBIDTA для LinkedIn составляет 114,59, это относительно выское значение для данной индустрии. Так, к примеру, у Facebook аналогичный мультипликатор составляет 33,50. Коэффициент EV/EBIDTA LinkedIn трижды приближался к уровню 80 и после этого показывал рост, достигнув в сентябре 2013-го максимума на уровне 151. Очевидно, что инвесторы на данный момент считают уровень мультипликатора, равный 80, свидетельством недооцененности стоимости компании, а уровень 150 — сигналом о переоценности бумаг эмитента. Учитывая текущее значение показателя, я полагаю, капитализация LinkedIn и ее EBIDTA имеют потенциал для будущего роста. В отличие от Facebook, где основная часть выручки поступает от размещения рекламы, структура выручки LinkedIn состоит из трех элементов:
Я считаю, что продолжающийся, практически пропорциональный рост всех составляющих компонентов выручки компании указывает на ее успешную бизнес модель. На мой взгляд, выгодное отличине LinkedIn от Facebook и Twitter заключается в том, что компания нашла способ работать в Китае. Facebook, Twitter, Google не смоги найти компромиссного решения с правительством КНР и на сегодняшний день официально недоступны для жителей Поднебесной. В то же время LinkedIn привлекла 4 млн китайских пользователей в 2013-м и, согласно предварительным оценкам, 21 млн в 2014 году. При этом компания не обратила на себя особого внимания со стороны «великого китайского фаервола». Но LinkedIn хочет большего. По экспертным оценкам, количество професиональных рабочих в Китае — потенциальных клиентов LinkedIn — составляет 140 млн, и компания намерена их завоевать до 2017 года. Для достижения своей цели LinkedIn запустила в феврале 2014 года китайскую версию своего сайта, аудитория которого на сегодняшний день уже составлят более миллиона пользователей. При этом компания проявляет гибкость в вопросе свободного волеизъявления (freedom of expression), являющегося основой для западных социальных сетей. Во-первых, используя программные алгоритмы и непосредственно человеческую оценку содержания, компания не допускает появления запрещенного китайским правительством контента на англоязычной и китайской версиях сайта или же делает такую информацию недоступной для китайских пользователей. Во-вторых, для своих пользователей из Китая LinkedIn не предоставляет такие привычные опции, как создание и вступление в группы по определенным интересам или написание объемных ессе и их обсуждение. В-третих, LinkedIn добилась интеграции с китайскими сервисами Sina Weibo и Tencent’s WeChatinto, что позволяет пользователям напрямую импортировать свои контакты из данных сервисов. На сегодняшний день LinkedIn планирует свой рост с учетом китайского рынка. В качестве возможного сценария роста будущей аудитории LinkedIn приведу текущий прогноз одной из аналитических компаний с учетом китайских пользователей. Выход на рынок Китая — это существенная возможность для компании, которая позволит вывести на новый уровень показатели выручки и прибыльности. Я исхожу из предположения, что большой потенциал китайского рынка уже позволил LinkedIn существенно нарастить число пользователей и обеспечить себе выручку за 4-й квартал 2014 года в размере $600-605 млн, таким образом, годовая выручка может составить $2175-2180 млн (+ 43% к 2013 году). И это учитывая, что у компании нет кредитов, процентных расходов не может быть, амотризация/износ в 4-м квартале составят приблизительно $62-65 млн. Если предположить, что темп прироста общих операционных издержек будет равен темпу роста выручки (как это наблюдалось в прошлом), EBITDA LinkedIn, расчитанная классическим методом, за 4-й квартал может составить $95-97 млн, а годовой показатель EBIDTA достигнет порядка $330 млн. LinkedIn — сравнительно молодая компания, листинг был завершен 30 апреля 2011 года. Учитывая индустрию и то, что ее можно отнести к числу развивающихся, я выделяю следующие мультипликаторы и ряд конкурентов для анализа целевой цены акций: Источник: finance.yahoo.com. Итоговое значение расчета целевой цены указывает на относительную сбалансированность текущей цены акций (что нормально перед публикацией годовой отчетности). Текущая рекомендация по бумагам LinkedIn — «держать». После выхода годовой отчетности станет понятно, насколько успешно компания осваивает китайский рынок, а также, вероятно, будет зафиксирован рост выручки и EBIDTA, что в свою очередь сдвинет мультипликаторы ниже среднего по индустрии и создаст потенциал для роста цены. Помимо инвестирования непосредственно в ценные бумаги LinkedIn у российских инвесторов есть возможность приобрести акции биржевого инвестиционного фонда акций IT-сектора США. |