ПАО «ЕВРОТРАНС», действующий эмитент облигаций, провел IPO в ноябре 2023 г. С момента первичного размещения акций котировки упали почти на 5%, несмотря на решение эмитента о выплате дивидендов. Аналитики Boomin провели разбор финансовых показателей, а также собственную оценку стоимости компании. Компания «Евротранс» ворвалась на публичный рынок достаточно неожиданно: прямо перед Новым годом, а именно 27 декабря 2022 г., предложив инвесторам облигационный выпуск сразу на 3 млрд рублей. К эмитенту уже тогда возникало много вопросов и по финансам, и по лизинговым сделкам с имуществом, но тем не менее за месяц ему удалось разместить весь выпуск. Помог в этом и пул организаторов (среди которых БКС, Газпромбанк, РСХБ), и высокий рейтинг на уровне A- (несмотря на все вопросы по финансовой отчетности) и ставка (с премией для данной рейтинговой категории). В целом можно сказать, что выпуск размещался достаточно долго для такого уровня рейтинга. Уже в начале февраля компания анонсировала следующий выпуск еще на 3 млрд рублей. Ставку сделали чуть ниже, но даже несмотря на хорошую рыночную конъюнктуру, размещение заняло больше месяца. Цели привлечения столь масштабного финансирования у инвесторов вызывали сомнения еще и на фоне планов по выходу на IPO, озвученных в этот же период. Но это не остановило эмитента от еще одного займа на рекордные 5 млрд рублей спустя буквально две недели после завершения сбора заявок по предыдущему выпуску. Ставку подняли до 13,6%, но размещение длилось 1,5 месяца.
Параллельно компания вела подготовку к IPO. На этом мы решили остановиться подробнее, так как схема реализации оказалась нетипичной для классических IPO. IPO ПАО «ЕВРОТРАНС»Схему реализации IPO аналитики Boomin восстановили по сообщениям на сайте раскрытия корпоративной информации. В соответствии с уставом компании от 14 апреля 2022 г. уставный капитал составлял 5,3 млн рублей и состоял из 5 300 штук обыкновенных акций номиналом 100 рублей каждая. По данным презентации для инвесторов, они принадлежали следующим акционерам: Мартышов И.Ю. — 65% Дорошенко Н.Н. — 15% Алексеенков С.О. — 15% Алексеенков О.О. — 5% Уже 9 января 2023 г., сразу после праздников, было опубликовано сообщение, что 28 декабря 2022 г. общее собрание участников решило внести изменения в Устав (стать публичным акционерным обществом) и увеличить уставный капитал путем размещения дополнительных акций номинальной стоимостью 0,05 рубля каждая в пределах 106 млн штук. Примечательно, что эти 106 млн штук акций, дающих право голоса, уже участвовали в проведенном голосовании. Устав с изменениями от 28 декабря 2022 г. был опубликован 12 января 2023 г. и в нем уставный капитал в 5,3 млн рублей состоит уже из 106 млн штук по 0,05 рублей каждая. О том, когда проведена процедура изменения номинальной стоимости акций и приняты соответствующие решения, публично раскрытой информации нет, однако на сайте Банка России есть информация от 16 августа 2022 г. о том, что регулятор принял решение о государственной регистрации изменений в решение о выпуске обыкновенных акций Акционерного общества «ЕвроТранс», государственный регистрационный номер выпуска 1-01-80110-H.Таким образом компания хотела увеличить капитал через допэмиссию в два раза. 15 февраля 2023 г. решением совета директоров был утвержден Проспект ценных бумаг Общества — обыкновенных акций номинальной стоимостью 0,05 рубля каждая в количестве 106 млн штук. Интересно, что в совет директоров ПАО «Евротранс» как независимый директор входит известный экономист Андрей Хазин. И вот уже 17 апреля 2023 г. Банк России принял решение о государственной регистрации дополнительного выпуска, а также проспекта обыкновенных акций ПАО «ЕвроТранс», размещаемых путем открытой подписки. Дополнительному выпуску ценных бумаг присвоен регистрационный номер 1-01-80110-H, ISIN: RU000A1002V2. При этом 19 мая 2023 г. при проведении совета директоров по вопросам учитывались права по бумагам 1-01-80110-Н от 12 марта 2013-го и 17 апреля 2023 гг. 31 мая 2023 г. Московская биржа включила в котировальный список первого уровня обыкновенные акции в формулировке «с регистрационным номером 1-01-80110-Н от 12 марта 2013 г. (по отношению к данному выпуску Банком России зарегистрирован дополнительный выпуск №1-01-80110-Н от 17 апреля 2023 г.), ISIN: RU000A1002V2, количество подлежащих размещению акций дополнительного выпуска составляет 106 млн штук». Ценные бумаги включаются в раздел «Первый уровень» списка ценных бумаг, допущенных к торгам в ПАО Московская Биржа с 21 ноября 2023 г. 19 июня 2023 г. был проведен Совет директоров по поводу определения цены размещения дополнительных обыкновенных акций. Тогда же, 19 июня 2023 г., генеральным директором ПАО «ЕвроТранс» было принято решение, которое поддержал Совет директоров, об определении порядка размещения обыкновенных акций дополнительного выпуска 1-01-80110-Н от 17 апреля 2023 г. И был определен следующий формат размещения: — Внебиржевой порядок с предварительным сбором оферт. Период предварительного сбора был определен в период с 20 июня 2023-го по 20 ноября 2023 гг. — Биржевой порядок размещения: 106 млн штук номинальной стоимостью 0,05 рубля каждая по открытой подписке, размещение в период с 21 по 27 ноября 2023 г. по цене 250 рубля за одну акцию. Тогда же, 19 июня 2023 г., компания сделала публичную оферту-приглашение на приобретение дополнительного выпуска неопределенному кругу лиц на 101,2 млн штук, поскольку в отношении 4,8 млн штук были получены заявления о выкупе по преимущественному праву. После этого компания собирала заявки в офисе и на всех своих АЗС. Приобретатели акций вносили обеспечительные платежи в порядке и на условиях, предусмотренных в Проспекте ценных бумаг. К слову, на обеспечительные платежи до даты размещения компания затем начисляла проценты по рыночным ставкам (до 1,8% в месяц). Обеспечительный платеж делался по цене 250 рублей за одну акцию. 26 сентября 2023 г. был созван Совет директоров, на котором на повестку общего собрания акционеров выносился вопрос об изменении Устава и других корпоративных документов. Примечательно, что последняя версия Устава утверждена 31 октября 2023-го и публично опубликована 28 ноября 2023 гг. Уставный капитал по-прежнему составлял 5,3 млн рублей, разделенный на 106 млн акций, здесь изменений не произошло (возможность дополнительного выпуска в Уставе отражена). 17 октября 2023 г. был проведен Совет директоров, где, в частности, выносился вопрос с утверждением промежуточных дивидендов за девять месяцев 2023 г. В начале ноября компанией был выбран организатор и определен порядок размещения акций на Московской бирже. Генеральным директором было принято решение размещать акции с предварительным сбором заявок в режиме торгов «Размещение: Адресные заявки». Продавцом акций выступило ООО «Компания БКС». «В период с 3 ноября 2023-го по 20 ноября 2023 гг. включительно участники торгов направляют в адрес продавца адресные заявки на покупку с датой активации на следующий торговый день после окончания периода сбора заявок. Удовлетворение заявок будет осуществляться продавцом путем подачи встречных адресных заявок в режиме торгов «Размещение: Адресные заявки» в дату активации заявок на покупку», — сообщил эмитент на сайте раскрытия корпоративной информации. Тогда же, 3 ноября 2023 г., компания опубликовала сообщение, что помимо приобретения акций непосредственно в рамках IPO их покупатель получит право по цене при первичном размещении приобрести дополнительные акции по безотзывной оферте на дополнительную покупку акций (через шесть месяцев, если выкупленный пакет был в полном объеме сохранен). Также эмитент сообщил, что по состоянию на 2 ноября 2023 г. в рамках предварительного внебиржевого сбора, проводимого компанией с 19 июня, получено более 10 млрд рублей, включая около 1 млрд рублей по оферте от своей дочерней компании ООО «Трасса ГСМ» и более 9 млрд рублей от свыше семи тысяч инвесторов.
Также было отмечено, что все существующие акционеры ПАО «ЕвроТранс» выразили намерение воспользоваться преимущественным правом приобретения акций и направили заявки на приобретение в совокупности 4,8 млн акций на сумму 1,2 млрд рублей, которая на данный момент уже полностью оплачена. Таким образом, общая сумма привлеченных денежных средств в рамках дополнительной эмиссии уже составила свыше 11,2 млрд рублей. «Основные акционеры приняли на себя условия, ограничивающие отчуждение акций компании до истечения 180 дней с момента начала биржевых торгов, а также в течение того же периода не осуществлять корпоративных одобрений и не проводить иных действий, направленных на последующие дополнительные размещения акций со стороны компании с исключениями для использования акций в реализации оферты на дополнительную покупку акций. В качестве обеспечения выполнения принятых условий основные акционеры взяли на себя обязательства выкупить у инвесторов акции по повышенной цене — 350 рублей за акцию — в случае их невыполнения, что является беспрецедентным шагом на рынке», — отмечалось в сообщении компании. 22 ноября 2023 г. раскрыта информация о размещении допвыпуска по внебиржевым офертам, 23 ноября 2023 г. было опубликовано сообщение о количестве обыкновенных акций дополнительного выпуска, в отношении которых были направлены внебиржевые оферты, — 46 594 442 штуки. Тогда же, 23 ноября 2023 г., до завершения размещения, то есть ста шестью миллионами голосов, принято решение о выплате дивидендов в размере 8 рублей 88 копеек на одну акцию за девять месяцев 2023 г. 27 ноября 2023 г. размещение было завершено. Количество фактически размещенных ценных бумаг составило 53 148 665 штук. Также стоит отметить, что 22 ноября была опубликована информация о том, что внебиржевой объем в размере 11 млн 958 тыс. штук акций (на сумму почти 3 млрд рублей) было выкуплено ООО «Инвест Капитал» (ИНН 7718261925, конечный бенефициар — Евсеева Елена Александровна). Таким образом, розничный спрос (объем — менее 5%) составил 32,5 млн акций на сумму 8,1 млрд рублей. Таким образом, компания привлекла в ходе IPO 13,287 млрд рублей (розничное размещение составило 9,09 млрд рублей). Действующие акционеры в результате снизили свою долю на 30,4% — всего компания была оценена в 39,787 млрд рублей. При этом больший объем (11,65 млрд рублей, или 46,6 млн штук акций) был выкуплен в рамках внебиржевых продаж. В рамках самого IPO на Московской бирже, несмотря на достаточно большой остаток к размещению от планового объема (более 50 млн штук), было продано всего 6,55 млн штук на 1,64 млрд рублей. Действующие акционеры выкупили бумаги на 1,2 млрд рублей. Таким образом, успех этого IPO заключается в эффективных продажах самой компании (более 8 млрд рублей) и, видимо, в большой лояльной базе клиентов, которые стали еще и акционерами. И это несмотря на значительно более сложную процедуру покупки (через регистратора ВТБ), чем через биржевое размещение. Да и объем продаж оказался существенно выше, чем компания привлекала по облигационным выпускам: вот где надо было продавать облигации, учитывая такие возможности. По результатам прошедшего с момента первичного размещения акций месяца инвесторы в облигации компании чувствуют себя явно лучше свежеиспеченных акционеров: цена облигаций упала всего на пару процентов, а в год можно получить больше 13%. По акциям же с учетом дивидендов в размере 40% от чистой прибыли и их динамики вряд ли акционеры получат больше 8-9% годовых, поэтому и давление на котировки акций продолжится. Или же необходимо надеяться на высокоэффективное использование привлеченных средств и рост чистой прибыли. Основные финансовые показателиЧто же касается оценки финансовых показателей, многие аналитики фондового рынка детально разбирали отчетность эмитента, например: IPO Евротранс — самые дорогие заправки в мире Аналитики Boomin отмечают, что впечатляющий рост выручки в 2023 г. был обеспечен оптовым направлением, розница особо не развивалась в сравнении с оптом. Для более глубокого понимания соотношения операционных показателей и активов они провели сравнение с другим известным на облигационном рынке нефтетрейдером — ТК «Нафтатранс Плюс». Бросается в глаза огромная разница в выручке: несмотря на сопоставимые базы хранения (хотя у «Нафтатранс Плюс» в Москве база всего 10 тыс. м3 и в Новосибирске — 8 тыс. м3, а у «Евротранс» — только одна, в Москве, на 20 тыс. м3), но еще бóльшая разница наблюдается в собственном автопарке: 376 бензовозов у «Нафтатранс Плюс» против 41 у «Евротранс». Да, у «Нафтатранс Плюс» это отдельное направление и часть их грузовиков — это пищевые грузовики, рефрижераторы и газовозы, но, тем не менее, диверсификация и меньшая зависимость от транспортных компаний (несмотря и на меньший опт) — у «Нафтатранс Плюс». Операционные показатели у «Евротранс» очень волатильные, особенно по операционному денежному потоку, который чаще всего находится в отрицательной зоне, а значит распределение чистой прибыли происходит за счет заемных средств. В этот раз выводов не будет: интереснее послушать вас, уважаемые читатели. Участвовали ли вы в IPO «Евротранса»? В биржевом или внебиржевом размещении? Довольны ли результатами и чего ожидаете? Свои комментарии можно оставить в комментариях к этой статье . |