Облигаций много, а капитал у инвестора один. И разместить его необходимо именно в те бумаги, которые отвечают потребностям инвестора не только по части доходности, но и по уровню надежности. И если доходность можно выразить одной цифрой, то с надежностью — кредитным качеством — все чуть сложнее. Аналитики компании «Юнисервис Капитал» рассказали о кредитных рейтингах на рынке ВДО. Иллюстрация: unsplash.com Чтобы облегчить инвестору выбор и позволить быстро сравнивать между собой облигации по уровню кредитоспособности существуют кредитные рейтинги.
Независимые рейтинговые агентства проводят анализ финансовой устойчивости эмитентов, а затем ранжируют их по уровню риска, начиная от самых надежных облигаций (рейтинг ААА) до бумаг, по которым неминуем дефолт (рейтинги С и D). И дальше инвестор может выбирать сам, бумаги какой рейтинговой категории отвечают его целям и терпимости к риску. Чем выше рейтинг, тем ниже вероятность дефолта. Различают мировую и национальную рейтинговые шкалы. На мировой арене лидерами является, так называемая, большая тройка рейтинговых агентств: Standart & Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch Ratings. Рейтинги этих агентств признаются во всем мире, они присваиваются как корпоративным, так и суверенным долговым обязательства. Например, Российская Федерация, как эмитент, имеет кредитный рейтинг на уровне BBB- от S&P, Baa3 от Moody’s и BBB от Fitch со стабильным прогнозом. В России после событий 2014 г. было принято решение взять курс на импортозамещение в рейтинговой отрасли. По мнению правительства, международные агентства не смогли действовать независимо от международной политики, и их рейтинги в отношении российских эмитентов потеряли объективность. Поэтому в России с 2017 г. широкое распространение получили рейтинги национальных агентств. В официальный перечень кредитных рейтинговых агентств, получивших аккредитацию ЦБ, в настоящий момент входят четыре компании: АКРА, Эксперт РА, Национальное рейтинговое агентство (НРА) и Национальные кредитные рейтинги (НКР). Эти рейтинги используют обычные частные и корпоративные инвесторы при формировании своих портфелей. Однако, рейтинги только двух из вышеперечисленных агентств — АКРА и Эксперт РА — могут быть использованы при выборе долговых бумаг для размещения средств пенсионных фондов, госкорпораций, бюджетных средств на федеральном и региональном уровнях. Сектор высокодоходных облигаций (ВДО) в России является достаточно молодым и до недавнего времени не привлекал пристального внимания ни со стороны широкого инвестиционного сообщества, ни со стороны регулирующих органов. Между тем, сегмент активно растет и логичным шагом для дальнейшего развития является расширение использования рейтингов для эмитентов и отдельных облигационных выпусков. Именно в этом русле действует Московская биржа, ужесточая условия для присутствия облигационных выпусков в Секторе роста. Новые выпуски облигаций должны обладать кредитным рейтингом хотя бы одного из рейтинговых агентств из перечня биржи (АКРА, Эксперт РА, НРА, НКР, а также Fitch, Moody’s и S&P). При этом уровень рейтинга не имеет значения, главное его наличие. Распространение рейтингов среди ВДО обеспечит более высокий уровень прозрачности и повысит доверие к сегменту с стороны инвесторов. Обладая дополнительной информацией от эмитента рейтинговое агентство может верифицировать его финансовую модель, подтвердить или опровергнуть наличие определенных рисков и дать более взвешенную оценку его платежеспособности относительно других бумаг. Вместе с рейтингом агентство обычно публикует пресс-релиз, в котором освещает ключевые факторы, повлиявшие на оценку. Для компаний наличие рейтинга может облегчить доступ к финансированию и снизить стоимость заимствований. Хорошая рейтинговая история может выгодно выделить компанию из общей массы высокодоходных эмитентов и в дальнейшем упростить переход из категории ВДО в более высокую категорию с соответствующим понижением премии за риск. В настоящий момент из 140 эмитентов, облигации которых можно отнести к сегменту ВДО, действующим кредитным рейтингом обладают лишь 31. При этом среди наиболее ликвидных выпусков, которые входят в базу расчета индекса Cbonds-CBI RU High Yield, доля рейтингованных эмитентов ощутимо выше — 24 из 60. Совокупная доля выпусков, имеющих кредитный рейтинг, в общем объеме наиболее ликвидных ВДО составляет 59%. Средний объем выпуска облигаций с кредитным рейтингом составляет 630 млн против 256 млн у бумаг без рейтинга. Это говорит о том, что ликвидность и доступ к более крупным заимствованиям тесно связаны с наличием кредитного рейтинга. В результате инвестор получает более комфортные условия для торговли, а эмитент может платить меньшую премию за низкую ликвидность. Процедура присвоения рейтинга происходит следующим образом. Компания-эмитент заключает договор с рейтинговым агентством и предоставляет ему всю необходимую для оценки информацию. Агентство извещает эмитента о первичном результате и при несогласии последнего с рейтингом может принять к рассмотрению аргументы о его повышении. Агентство может скорректировать или оставить оценку на прежнем уровне, и итоговый рейтинг публикуется с согласия эмитента. На первый взгляд наблюдается очевидный конфликт интересов — эмитент платит деньги компании, которая его оценивает. Но на практике для агентства гораздо важнее репутация в глазах инвесторов, чем взаимоотношения с отдельно взятым эмитентом. Если инвесторы не будут доверять его рейтингам, то и эмитентам такой рейтинг будет не нужен. Кроме того, рейтинговые агентства находятся под надзором регулирующих органов и при нарушении методологии рискуют лишением аккредитации ЦБ. Для компаний, привлекающих небольшой объем средств, расходы на присвоение кредитного рейтинга могут оказаться выше, чем выгода от наличия такого рейтинга. Поэтому в этом сегменте ситуация, скорее всего, пока останется неизменной. Между тем, таким эмитентам имеет смысл рассмотреть другие способы повышения лояльности инвесторов. Это может быть регулярная публикация качественной финансовой и операционной отчетности, материалы для инвесторов, раскрывающие суть бизнеса, оперативное извещение инвесторов о важных событиях в компании, а также другой системный IR (investors relationship). |