2 1
4 комментария
9 986 посетителей

Блог пользователя boomin

Boomin.ru - Растущие компании России

Boomin.ru – интернет-журнал об инвестициях в растущие российские компании. В ленте новостей сайта – все важнейшие мировые, российские и региональные новости экономики, в статьях – конкретные рекомендации и аналитика, в разделе бизнес-мнения – опыт собственников бизнеса от первого лица. Наша площадка открыта для публикаций по обозначенным темам от всех участников рынка.
1 – 3 из 31
boomin 01.07.2024, 14:53

Представитель «Юнисервис Капитал» прокомментировал пресс-релиз Банка России

28 июня Банк России опубликовал сообщение об установке фактов манипулирования рынком по выпускам облигаций, организатором которых выступило ООО «Юнисервис Капитал». Представители компании прокомментировали сложившуюся ситуацию.

Согласно сообщению Банка России, компания «Юнисервис Капитал» в период с 12 декабря 2018-го по 13 апреля 2023 гг. незаконно манипулировала рынком на организованных торгах Московской биржи и СПБ Биржи при совершении сделок с 19-ю выпусками корпоративных высокодоходных облигаций.

«Штрафы уже оплачены, а деятельность свою мы продолжим по всем правилам и без нарушений», — сообщил руководитель отдела по работе с инвесторами и связям с общественностью компании «Юнисервис Капитал» Артем Иванов.

Компания «Юнисервис Капитал» и Алексей Антипин привлечены к административной ответственности. Операции по торговым счетам лиц, вовлеченных в схему, ограничены.

«К сожалению, я не вижу возможности раскрывать все детали деятельности ООО «Юнисервис Капитал» в кейсах, которые упомянуты в пресс-релизе Банка России. Так что могу лишь еще раз привести цитату самого регулятора, из которой становятся вполне очевидными намерения: «Создание и поддержание ликвидности на рынке облигаций», — прокомментировал сообщение регулятора руководитель отдела по работе с инвесторами и связям с общественностью компании «Юнисервис Капитал» Артем Иванов.

Санкции Банка России в компании «Юнисервис Капитал» считают вполне соразмерными «для подобного инцидента «без пострадавших». «Выставленные штрафы уже оплачены, а деятельность свою мы продолжим по всем правилам и без нарушений. Ни о каких других последствиях речи не идет, работаем в нормальном режиме», — подчеркнул представитель компании.

1 1
Оставить комментарий
boomin 01.07.2024, 12:53

Global Factoring Network выходит на Московскую биржу с новым выпуском на 150 млн рублей

Размещение четырехлетних биржевых облигаций факторинговая компания начнет 2 июля 2024 г.

ООО «ГЛОБАЛ ФАКТОРИНГ НЕТВОРК РУС» 2 июля начнет размещение четырехлетних облигаций серии БО-05-001P объемом 150 млн рублей. Ставка ежемесячного купона установлена в размере 23% годовых на весь период обращения. По выпуску предусмотрена амортизация: по 4% от номинала будет погашено в даты окончания 24-48-го купонов. Кроме того, эмитент сможет досрочно погасить бумаги в даты окончания 30-го, 36-го и 42-го купонов. Организатором размещения займа выступила ИК «Риком-Траст».

По словам управляющего партнера Global Factoring Network Алексея Примаченко, факторинговый портфель компании растет сейчас со стабильным и комфортным для инфраструктуры бизнеса темпом около 400 млн рублей в год. По итогам I квартала 2024 г. портфель достиг 1,48 млрд рублей (+56% к тому же периоду 2023 г.).

Портфель инструментов фондирования Global Factoring Network диверсифицирован и составляет 1,4 млрд рублей. В обращении находится четыре выпуска биржевых облигаций компании общим объемом 522 млн рублей, восемь выпусков коммерческих облигаций на 444 млн рублей. Остальная сумма приходится на инструменты ЦФА, краудлендинг и банковское кредитование.

В период с января по март 2024 г. выручка «ГЛОБАЛ ФАКТОРИНГ НЕТВОРК РУС» составила 547,7 млн рублей (+34% к аналогичному периоду прошлого года). Валовая прибыль достигла 60,4 млн рублей (+103%). Чистая прибыль увеличилась на 5%, до 4,4 млн рублей. Компания ожидает по итогам 2024 г. получить чистую прибыль в размере 35-40 млн рублей против 25 млн рублей годом ранее.

«Эксперт РА» в мае 2024 г. подтвердил кредитный рейтинг эмитента до ruВ+ со стабильным прогнозом.

1 1
Оставить комментарий
boomin 01.07.2024, 08:00

Результаты работы «Альфа Дон Транс» в I квартале 2024 г.: анализ ключевых показателей

ООО «Альфа Дон Транс» — один из ведущих игроков на рынке автомобильных грузоперевозок нерудных материалов и сельскохозяйственной продукции Черноземья. Динамика основных финансовых показателей по РСБУ за I квартал 2024 г. — в аналитическом обзоре Захара Кислых и Максима Шашукова, авторов проекта «Долгосрок».

Обзор рынка зерна

В I квартале 2024 г. российский рынок зерна характеризовался активной экспортной деятельностью. Будучи одним из ключевых мировых экспортеров зерна, Россия оказала существенное влияние на мировые цены, фактически задав тон в международной торговле зерновыми культурами. В апреле Всемирный Банк зафиксировал трехлетние минимумы — биржевые цены фьючерсов на кукурузу и пшеницу в квартальном выражении снизились на 11% и 4%, соответственно. По сравнению с ценами на момент начала 2023 г. падение составило 33% для пшеницы и 43% для кукурузы.

Всемирный Банк отмечает несколько основных факторов, поспособствовавших ценовому давлению: снижение потребления со стороны Китая, главного мирового импортера, а также растущий кукурузный экспорт Украины. При этом в связи с переполненностью внутреннего рынка российские производители зерновых культур планируют вывести около 70 млн тонн зерна (+10 год к году), причем более 50 млн придется на пшеницу. Они готовы пойти на это даже ценой снижения и без того невысоких цен.

Несмотря на утихание китайского спроса, экспорт зерна в I квартале 2024 г. составил ~$125 млн (+70 год к году). Пшеницы было доставлено на $15,8 млн (+1 100 год к году). Кроме того, значительно вырос экспорт ячменя, овса и гречихи — поставки увеличились в 8,4, 2,7 и 3,3 раза соответственно. Однако экспорт российской кукурузы снизился до $13,6 млн.

Прогнозы по объемам производства на следующий год остаются положительными. При этом высокая урожайность будет сопровождаться увеличением потребления, что должно поспособствовать восстановлению баланса спроса и предложения на мировой арене. В частности, для России потребление на важных рынках, таких как Египет и Китай, положительно скажется не только на производителях, но и других организациях, участвующих в процессе создания стоимости.

Обзор рынка щебня

Согласно последним детализированным данным аналитического агентства CM PRO, в период с января по февраль 2024 г. производство щебня сократилось на 5,8%, а импорт и потребление упали на 60,2% и 6,8% соответственно.

Если рассматривать результаты всего I квартала, то объемы железнодорожных перевозок щебня и отсева снизились на 17,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 15,8 млн тыс. м3. При этом поставки щебня в Центральный федеральный округ (ЦФО), Приволжский федеральный округ (ПФО) и Южный федеральный округ (ЮФО) снизились на 29,8%, 20% и 1,4%, соответственно. Рост зафиксирован только в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) и Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) — на 9,2% (11,1% в 2023 г.) и 0,1% (8,7% в 2023 г.).

Данная тенденция обусловлена в первую очередь завершением в 2023 г. многочисленных инфраструктурных проектов, в частности активной стадии строительства участков трассы М-12. Кроме того, замедление темпов роста в I квартале 2024 г. может быть связано с завершением крупных строительных проектов, сокращением инициатив региональных и муниципальных властей, а также инвестиционной паузой, вызванной текущей риторикой денежно-кредитной политики Банка России и сворачиванием программ льготной ипотеки. Вероятно, снижение темпов роста в строительной индустрии продолжится и дальше, что продолжит оказывать давление на рынок щебня.

Рынок автомобильных грузоперевозок

По данным биржи грузоперевозок ATI.SU, общее количество заявок на автомобильные грузоперевозки в период с января по март 2024 г. снизилось на 10% по сравнению с последним кварталом предыдущего года. Однако по сравнению с I кварталом 2023 г. количество заявок увеличилось на 23%. Такая динамика напрямую отражается в ценообразовании сферы автомобильных грузоперевозок — квартальное снижение индекса ATI.SU составило 10%, а годовой рост — 31,3%.

Кроме того, в I квартале был зафиксировано увеличение активности в международных автомобильных грузоперевозках. Так, количество запросов на импортном направлении возросло на 17%, причем запросы со стороны Китая и Киргизии выросли на 117% и 69% соответственно.

Финансовое состояние и результаты деятельности (MD&A) эмитента

Финансовые и операционные результаты

Компания заработала 1,1 млрд рублей в I квартале, что достаточно близко к поставленным в рамках бюджета таргетам (1,25 млрд рублей), при этом маржинальность перевозок снизилась на 10-15% в зависимости от типа перевозимой продукции. В частности, это было вызвано неблагоприятными погодными условиями в январе-феврале, которые поспособствовали более медленным отгрузкам в портах, а также затруднили прохождение клиентских логистических маршрутов, что повысило себестоимость перевозок. Несмотря на чистый убыток, компания в целом сохранила динамику по операционным показателям:

  • Пробег автопарка составил 13 030 тыс. км, при этом доля груженого пробега — 76%
  • Кол-во ТС (включая прицепы) составило 544 ед. (+12 ед.)
  • Средняя доля тягачей в работе составила 89,4% — 236 ед.
  • Среднесписочная численность водителей составила 412 человек.

Менеджмент ожидает существенного роста показателей уже в III квартале за счет более высокого спроса со стороны зерновых экспортеров, а также реализации отложенных программ по дорожному строительству (сегмент перевозок нерудных материалов).

Влияние ситуации на клиентских рынках

I квартал выдался аналогично и предыдущим в части сезонности рынка: распределение зерновых квот между крупными игроками, а также сниженная активность в сегменте дорожного строительства. Если для дорожного строительства ситуация по снижению тарифов характерна, то ко всему этому добавился факт, что контракты по стандартным и крупным объектам строительства были сдвинуты на три месяца в ожидании результатов выборов. В середине года тарифы возвращаются на прежний уровень, и уже сейчас наблюдается рост на 30-50% к тарифам на начало года.

На рынке экспорта зерна наблюдалось конъюнктурное изменение среди крупнейших игроков — новость о выкупе топ-3 экспортера. Кроме того, в сельскохозяйственных перевозках сейчас наблюдается так называемое «межсезонье»: завершается продажа старого урожая и квотирование экспортеров прекращается. С июля начнется уборка урожая в крупнейших регионах по выращиванию зерновых культур — Краснодарском крае, Ростовской области и Центральной России. Менеджмент ожидает пика заявок на перевозку зерновых культур в III квартале при отсутствии глобальных изменений на рынке.

Стратегия

Долгосрочно менеджмент сохраняет целевые показатели по валовой маржинальности в 20%+, при этом по чистой прибыли — более 10%. В структуре автопарка происходят небольшие изменения: предприятие приобрело несколько китайских моделей в качестве «пробной партии». По предварительным данным, модели являются не менее эффективными при сравнительно низкой стоимости — на 40-50% дешевле зарубежных аналогов.

Эмитент оперативно сообщил об изменениях в стратегии по приобретению автомобилей: в 2024 г. принято решение сохранить количество ТС в автопарке на прежнем уровне. Тем не менее, планы по приобретению в 2025-2026 гг. остаются актуальными. В следующем году компания может рассмотреть приобретение завода для карьера с целью увеличения производственной мощности в 2,5 раза. Менеджмент пока не видит потенциала для проведения IPO, как минимум, до достижения целевых показателей по выручке в 10-12 млрд рублей при автопарке более 500 автомобилей.

Прогнозная динамика показателей компании

Выручка

По итогам I квартала средняя загрузка автопарка увеличилась с 168 сцепок на конец 2023 г. до 236 сцепок — 89,4% (+4,9 период к периоду). Реализовался отложенный эффект увеличения автопарка практически в два раза вследствие приобретения автомобилей во второй половине 2023 г. По данным компании, на апрель-май средняя загрузка уже превысила 90%, что совпадает с заложенными ожиданиями.

Средний пробег на одну машину составил около 55 тыс. км, что связано со спецификой операционной деятельности в I квартале, которая описана в разделе MD&A. По словам представителей менеджмента компании, целевой уровень пробега на одну машину остается таким же, как и в начале года — 250+ тыс. км в год. Соответственно, ожидаем увеличения количества пробега на одну машину в сезон — во II-м и III-м кварталах 2024 г.

Изменение планов по расширению автопарка компании в 2024 г. оцениваем позитивно по нескольким причинам:

  • Рынок в I квартале показал, что может быть неустойчивым в плане динамики спроса и ценообразования
  • Отсутствие намеков на смягчение ДКП не дает возможности менеджменту рассматривать ситуацию в среднесрочной перспективе ввиду неопределенности
  • Требуется время для освоения двукратного расширения автопарка в 2023 г.

Таким образом, мы пересмотрели основные финансовые и операционные прогнозы. По итогам, несмотря на абсолютное снижение, адекватный уровень лизингового портфеля позволит держать маржинальность в целевом диапазоне и сосредоточиться на улучшении эффективности текущего автопарка.

Структура автопарка не изменилась критично: 66% — дизель, 18% — газодизель и 17% — газ. Стоит отметить, что снижение количества рабочих единиц с дизельным потреблением топлива является целесообразным решением, так как стоимость за один литр выросла практически на 10%.

Себестоимость

Мы пересмотрели прогнозы по себестоимости перевозок для компании вследствие существенного повышения ФОТ — прирост заработных плат в I квартале составил практически 50%. Данный эффект считаем кратковременным, как минимум по причине более длинных маршрутов в I квартале и существенного расширения штата водителей. Компания не планирует существенно увеличивать число водителей в ближайшее время, так как текущий состав покрывает все необходимые потребности в рейсах. Увеличение себестоимости топлива для компании также отразилось в снижении маржинальности, но долгосрочно она остается в пределах целевых показателей — 20%.

Фонд оплаты труда

На конец I квартала 2024 г. среднесписочная численность водителей составила 412 человека (+24% к 2023 г.), при этом в структуре себестоимости также содержится заработная плата сотрудников транспортно-логистического отдела. Кроме штата водителей существенно увеличился офисный — +40% к 2023 г. — до 163 человек.

С учетом пересмотра компанией планов по наращиванию автопарка мы скорректировали необходимую численность сотрудников. В частности, среднесписочная численность водителей составит 608 человек в 2026 г., численность офисного штата — 173 человека.

Топливные расходы

Согласно комментариям компании, стоимость дизельного топлива за 1 литр увеличилась до 55,3 рублей, что выше на 10,6% по сравнению с данными на конец года. Аналогично стоимость метана увеличилась на 11%, до 16,7 рублей. Мы считаем, что рост цен повлиял на структуру автопарка по видам топлива — снижение дизельного рабочего автопарка и увеличение транспортных средств на газе в качестве источника топлива. Ввиду существенной разницы в абсолютных значениях, а также наличия собственной заправочной инфраструктуры, данное решение позволит компании оптимизировать сырьевые затраты на перевозку.

Прочие денежные и неденежные расходы

Коммерческие и управленческие расходы

С учетом специфики деятельности эмитента на коммерческие и управленческие расходы приходится незначительная расходная часть. Совокупно они не превышают 4% от выручки, при этом включают амортизацию основных средств, не относящихся к правам пользования активами. Таким образом, на горизонте 2024-2026 гг. прогноз показателей не изменился существенно.

Оборотный капитал

В I квартале цикл оборачиваемости увеличился с 58 до 62 дней, но с учетом среднегодовой динамики за 2022-2023 гг. мы считаем, что в прогнозном периоде он составит в среднем 39 дней. Изменение чистого оборотного капитала, по нашим оценкам, составит от 0,9% до 1,9% от выручки. При необходимости оборотный капитал может быть покрыт за счет кредитных линий, которые на текущий момент открыты у нескольких банков.

EBITDA и чистая прибыль

EBITDA

Прогноз EBITDA (IFRS 16) был изменен в более консервативную сторону вследствие более низких тарифов в I квартале. В то же время cash conversion (CFO / EBITDA) остается на высоком уровне (~70%), что позволяет говорить о возможности эффективного финансового планирования. В прогнозируемом периоде даже в консервативном сценарии EBITDA маржинальность будет оставаться на уровне ~30%, что является высоким показателем для сектора.

Чистая прибыль

Вследствие удорожания топлива и ФОТ, существенного расширения штата водителей, а также сохранения высоких процентных ставок по привлечению банковского финансирования мы понизили прогноз по маржинальности на несколько процентных пунктов. Данная оценка обусловлена актуальными данными по итогам I квартала, но может быть пересмотрена в процессе публикации оперативных финансовых и операционных результатов. Таким образом, чистая прибыль компании, по нашей оценке, составит 542 млн рублей в 2024 г., причем значимая часть придется на III-IV квартал ввиду отложенного спроса и возврата тарифов на прежний уровень.

Долговая нагрузка и портфель

Бизнес-модель компании предусматривает приобретение транспортных средств (ТС) в лизинг, что номинально не влияет на инвестиционный денежный поток в привычном для бухгалтерского учета понимании. Вместо этого сумма финансовых обязательств учитывается в CFO и CFF через отражение платежей по телу и процентам по лизингу, что приводит к фактическому сходству FCFF и операционного денежного потока компании. По нашим расчетам, на горизонте прогноза 2024-2026 гг. уровень покрытия процентных платежей (ICR) остается в комфортном диапазоне —4.4x-6.9x., в то же время отношение Чистого Долга к EBITDA не превышает 2.0x, что является допустимым значением для компании с существенным лизинговым портфелем. DSCR компании также находится на приемлемом уровне — не менее 1.1x.

Прогноз структуры платежей и долгового портфеля в прогнозном периоде учитывает планы по расширению автопарка, соответственно, является релевантным для целей анализа долговой нагрузки. По нашим расчетам, в течение 2024-2026 гг. компания равномерно будет обслуживать 1/3 текущих обязательств, что оставляет пространство для управления ликвидностью.

По состоянию на конец марта 2024 г., несмотря на использование банковских лимитов, долговой портфель остается в большей степени представлен лизинговыми обязательствами. Выплата по телу облигаций предусмотрена с 2025 г., соответственно, не учитывается в рамках краткосрочных обязательств. Не видим критичных изменений в платежном графике компании, соответственно, данный фактор является положительным при оценке финансовой устойчивости компании.

Инвестиционный анализ облигаций

Общий взгляд на рынок

Устойчивая инфляция и «ястребиный» настрой ЦБ в борьбе с ростом цен привели к значительному росту доходностей облигаций, несмотря на неизменность ключевой ставки. Ожидания рынка по ее снижению продолжили смещаться: на конец текущего года — начало следующего. В ближайшие месяцы, напротив, ожидается ужесточение денежно-кредитной политики (повышение КС) на фоне ускорившегося роста цен в мае-июне. Реализация данного сценария, а также увеличивающая вероятность роста числа дефолтов (в последние недели уже было зафиксировано несколько случаев) могут привести к дальнейшему падению рынка и росту доходностей вследствие ухода инвесторов от риска. Доходности как в номинальном, так и в реальном выражении находятся на высоких по историческим меркам уровнях: ОФЗ — выше 15%, корпоративные облигации с инвестиционным рейтингом — 17-20%, высокодоходные облигации — более 20% (отдельные бумаги — 24-25%). Как следствие, многие эмитенты независимо от уровня рейтинга ввиду необходимости привлечения средств стали размещать выпуски с плавающим купоном, количество которых с осени прошлого года выросло в несколько раз.

Основные параметры выпуска эмитента

— Объем: 300 млн рублей

— Купон: 18,0%

— Текущая цена: 94,77%

— YTM (YTC): 22,61% (24,95%)

— Дюрация: 1,84 (1,10)

— Погашение: 21 сентября 2027 г. (23 сентября 2025 г.)

— Рейтинг: BB-

— Среднедневной оборот торгов за предыдущий месяц: около 0,9 млн рублей.

По итогам торгов 21 июня 2024 г. доходность выпуска к погашению составила 22,61%, к оферте — 24,95%, что значительно выше, чем при размещении (18,95% и 18,83% соответственно), ввиду кардинального изменения рыночной конъюнктуры. Котировки облигаций «Альфа Дон Транса» были достаточно стабильны с момента размещения и до апреля-мая текущего года, несмотря на рост доходностей на рынке. Однако ужесточение риторики ЦБ, смещение ожиданий по снижению ставки и, как следствие, ускорение падения долгового рынка в конечном счете сказались и на выпуске эмитента, который за последний месяц потерял в цене порядка 5 п.п., снизившись до 94,8% от номинала. Несмотря на довольно резкое падение, выпуск скорректировался до нормального уровня по отношению к ОФЗ: G-spread вырос до 579 б.п. (уровень сентября-октября прошлого года) с минимума месячной давности в 394 б.п.

Выпуск облигаций «Альфа Дон Транс» имеет среднерыночные параметры (в сравнении с выпусками с идентичным рейтингом): есть как более доходные, так и менее. Средняя доходность по выборке составляет 22,19%, средний G-spread — 575 б.п.

Резюме

I квартал 2024 г. стал для компании непростым вследствие реализации неочевидных для клиентского рынка сценариев. В частности, по направлению перевозок нерудных материалов клиенты отложили выполнение по крупным и средним проектам вследствие ожидания предстоящих (на тот момент) выборов президента РФ. В сегменте перевозок зерна случилось неожиданное для рынка событие, связанное со сложностями для топ-3 экспортера. Вследствие этого рынок сжался для последующей адаптации к новым условиям и переориентации квот. Всё это в совокупности повлияло на итоговую маржинальность перевозок, которая снизилась в зависимости от направления на 5-15%. Кроме того, I квартал выдался проблематичным с точки зрения погодных условий, что тормозило выполнение клиентских маршрутов и увеличивало их себестоимость.

В I квартале 2024 г. компания сумела увеличить выручку на 41% — до 1,1 млрд рублей по сравнению с 782 млн рублями в I квартале 2023 г. В то же время пробег автопарка компании превысил 13,03 млн км при среднем пробеге с грузом 76%. Таким образом, компания долгосрочно планирует придерживаться установленных целей в части поддержания целевого уровня валовой маржинальности более 20% и маржинальности по чистой прибыли более 10%. Мы ожидаем, что эмитент покажет более высокие результаты в середине года за счет отложенного спроса, сформированного в ходе I квартала.

С точки зрения долговой нагрузки компания поддерживает комфортный уровень: Чистый долг (без учета лизинговых обязательств) / Операционная прибыль LTM составляет 1.3x. Повышение показателя, на наш взгляд, связано с краткосрочным покрытием оборотного капитала через открытые банковские кредитные линии. Лизинговый портфель остается сбалансированным: 1,066 млрд рублей с учетом НДС и процентов составят платежи в 2024 г., что эквивалентно 25% текущих обязательств по портфелю. На конец I квартала 2024 г. автопарк эмитента представлен 543 единицами ТС, из которых 130 единиц находится в собственности. В структуре автопарка по виду топлива остается преобладающим дизель: дизельные автомобили занимают около 66% от общего количества.

Облигационный долг компании представлен одним выпуском (Альфа Дон Транс-001P-01) объемом 300 млн рублей с ежеквартальным 18% купоном и call-опционом в сентябре 2025 г. С учетом активной распродажи на рынке, G-spread облигаций эмитента увеличился до 594 б.п., что составляет 22,61% YTM (24,95% YTC). Фундаментально эмитент остается привлекательным.

0 0
Оставить комментарий
1 – 3 из 31