Саммит ОПЕК, назначенный на конец ноября, является ключевым событием ближайших дней на финансовых рынках. Именно от его итогов будут зависеть ближайшие перспективы цен на нефть, а также активов, тесно к ней привязанных.
Сейчас мнения участников рынка относительно исхода данного события разделились. Одни считают, что у картеля вряд ли получится добиться консолидированного мнения по вопросу заморозки объемов добычи. В качестве основного аргумента сторонники данного мнения приводят разрозненность картеля и приверженность его участниками собственных интересов.
Спорить с этим трудно, именно это мы наблюдали на протяжении последних лет. Саудовская Аравия активно наращивала объемы добычи, превышая установленные ей же квоты. При этом «второй эшелон», представленный Венесуэлой, Анголой и рядом других не слишком богатых держав, активно призывал и продолжает призывать к заморозке объемов добычи. Бюджеты этих стран практически на 100% зависят от динамики нефтяных котировок, и чем ниже «черное золото» стоит на мировом рынке, тем выше показатель бюджетного дефицита в данных странах.
Однако за последние недели произошло одно важное событие, которое в корне изменило ожидания от предстоящей встречи ОПЕК. Дело в том, что Иран, который ранее активно выступал против сокращения объемов добычи, может изменить свою позицию в этот раз. Страна, пострадавшая от санкций со стороны США, активно пытается вернуться на рынок, и потому продолжает наращивать объемы добычи. Министр нефти Ирана Бижан Зангане заявлял, что до тех пор, пока нефтедобывающие мощности страны не выйдут на ежедневный показатель добычи в районе 4 млн баррелей, говорить о заморозке не имеет смысла. Теперь же появилась информация, что страны ОПЕК готовы обеспечить Тегерану особые условия и оставить его показатели добычи на уровне 3,92 млн баррелей в день.
Именно поэтому в своем недавнем выступлении г-н Зангане по итогам встречи с генсеком ОПЕК Мохаммедом Баркиндо заявил, что вероятность консенсуса на ноябрьском саммите картеля «высока».
Таким образом, сейчас ОПЕК как никогда приблизился к полноценному и формальному соглашению. Заморозка объемов добычи успокоит игроков и подтвердит, что картель по-прежнему является ключевым игроком мирового нефтяного рынка, способным оказывать влияние на цены. С учетом повышения активности американских сланцевых поставщиков, данный фактор крайне важен.
Мы считаем, что если данный сценарий будет реализован, цена Brent имеет все шансы обновить годовые максимумы в районе 54,20 долларов за баррель.
Сергей Мельников, главный аналитик Global FX