1 0
184 посетителя

Блог пользователя Ведущий аналитик

Ведущий аналитик

Трейдинг простыми словами
12.03.2024, 18:41

Трейдерская литература: вредные советы плюс самомнение

На днях ко мне в руки попала книга Тома Хуугарда "Побеждает лучший лузер". Издана она в 2022 году, переведена на русский язык в 2023 и в последнеее время рекламируется как руководство по психологии торговли. Этим и привлекла мое внимание.

Однако по прочтению этой книги мне пришлось испытать глубокое разочарование. Оказалось, что это "творение" ничем не отличается от большинства книг, посвященных трейдингу, и представляет собой сборник вредных советов в перемешку с самовосхвалениями автора.

Каждый трейдер, пишущий книгу, начинает и оскорблений и насмешек в адрес других трейдеров. Обычно этому вопросу посвящается от 1/4 до 1/3 всего текста. Еще столько же места занимают восхваления самого автора, рассованые по всем главам. Полезный текст обычно не превышает половину всей книги. Другое важное свойство - объявление личного опыта автора единственным работающим способом торговли. Остальные способы высмеиваются и очерняются, любые методы анализа, кроме используемых автором, объявляются неработающими.

Книга Том Хуугада полностью вписывается в эту схему. С первых страниц и до самого конца регулярно встречаются насмешки в сторону трейдеров, использующих "паттерны" - то есть технический анализ. При этом сам автор, описывая свои сделки упоминает о том, как использовал паттерны "двойное дно" и "тройное дно". Получается, что паттерны работают, когда их применяет автор, а когда применяют другие - не работают. Кроме того автор высмеивает свечной анализ, выставляет Стива Нисона, первым написавшего о японских свечах по-английски, шарлатаном. Видимо Том Хуугард даже не знает, что японские свечи придуманы в 19 веке в Японии, а Нисон просто перевел японские книги на английский.

Нашлось место и для самовосхвалений. В каждой главе по несколько раз встречается фраза "мне не нужно доказывать свою прибыльность, ведь я публикую результаты своих сделок", и тому подобное. К месту и не к месту вставлены описания самих сделок, при чем упор делается на большую прибыль, полученную автором, а про то, как определил точки входа и выхода - ничего конкретного.

Автор книги почти на каждой странице подчеркивает важность психологических факторов, правильного мышления. Логично было бы ожидать, что этому вопросу будет посвящена значительная часть текста. На деле же, психология обсуждается лишь в последней главе, которая занимает 17 страниц из 146. Это обстоятельство, однако, не мешает рекламировать книгу именно как источник знаний по биржевой психологии. Советы же, здесь даваемые, настолько банальны, что нет смысла даже их повторять.

Главный же недостаток книги состоит в том, что она учит торговать неправильно. Основная мысль выражена самим автором так:"Покупай на максимуме, чтобы продать еще выше, продавай на минимуме, чтобы откупить еще ниже". Для обоснования правильности этого подхода приводятся примеры сделок, когда такой образ мысли сработал, однако автор не говорит, почему в той ситуации это сработало. У новичков, для которых это и пишется, возникнет впечатление, что покупать на максимуме - всегда удачное решение. На самом же деле, это работает только в определённых условиях, а чаще всего - нет. Таким образом, автор абсолютизирует личный опыт.

Другой вредный совет состоит в том, чтобы не фиксировать полученную прибыль, а вместо этого, открывать дополнительные позиции в том же направлении. При этом Том Хуугард советует добавлять несколько раз по столько же, увеличивать позицию во много раз. Конечно же, добавочные позиции будут открыты по менее выгодной цене, и вероятность убытка по ним будет намного больше, чем по первоначальной. Эта опасная ахинея преподносится под видом мудрости, вводя в заблуждение читателей.

Единственная здравая мысль книги выражена в её названии. Действительно, для успеха в нашем деле надо быть "лучшим лузером", спокойно относящимся к убыточным сделкам. Впрочем, ничего нового в Том Хуугард здесь не сказал. Он лишь повторил общеизвестную истину.

К сожалению, не менее 80% книг, посвященных трейдингу похожи на только что описаную. Видимо, они создаются не для того, чтобы помочь новичкам войти в профессию, а чтобы потешить самолюбие автора.

1 0