Ждём-пождём. Весь май был наполнен домыслами и вымыслами об июньском заседании Комитета по открытым рынкам ФРС. Реальных намёков от самих членов FOMC тоже было достаточно, но общая картинка всё равно остаётся размытой. Я уже не раз пытался разложить по полочкам все голоса за и против программы количественного смягчения, и каждый раз у меня всё сводилось не к простому пересчёту голосов, а к неким эмпирическим выводам, в которых больше моей личной интерпретации мнений членов комиссии, чем голых математических подсчётов голосов.
Всё дело в том, что люди есть люди, и, например, тот же Буллард стоит на своей позиции продолжения всех программ твёрдо, а некоторые члены комитета колеблются и часто, пусть незначительно, но меняют мнение или начинают говорить слишком расплывчато. Неоднозначность чужих слов в любом случае порождает у слушателей те самые вымыслы и домыслы, и очень многие, и я в том числе, принимают ту позицию, которая им больше по душе.
Выводы из всего, что я услышал, увидел и прочитал от членов комитета и неголосующих представителей ФРБ, у меня простые: на ближайшем заседании политика смягчаться не будет. Как дополнение ложатся и голоса официальных представителей финансового мира. Не будем перечитывать статьи в WSJ о готовящемся плане ФРС по выходу из QE и не будем вспоминать некоторых авторов из того же WSJ, которые с точностью Робин Гуда своими прогнозами предвосхищают действия ФРС.
А посмотрим мы, к примеру, на Всемирный Банк, к замечаниям которого прислушиваются. В последних публикациях ВБ есть предупреждение о том, что раннее окончание QE может сильно заставить рынки реагировать, а это может негативно повлиять на инвестиционный климат. МВФ, не последняя организация, замечания которой замечают, тоже придерживается похожего взгляда, и заявляет, что Федеральная Резервная Система США должна удерживать программу покупки активов до конца года для того, чтобы простимулировать восстановление экономики США и помочь противостоять секвестру бюджета. Кроме того, обе организации не в восторге от экономической ситуации в США и прогнозы их на текущий год и несколько следующих лет можно назвать неутешительными.
В голове сидит несколько сценариев поведения FOMC. Каждый из них имеет право на жизнь и в то же время многое надо притягивать за уши.
1. Ничего не меняется. Ставки на месте. Программы не сворачиваются, и намёки на сворачивание сводятся к фразе "если позволят условия". Один или пара членов комитета яростно стоят за уменьшение закупок бумаг, но их утихомиривают. Такому варианту я отдам процента два.
2. Всё то же самое, что и в первом варианте, но в ключевые фразы вносятся изменения типа: "Комитет пересмотрит свою позицию ближе к концу года, если позволят условия". Я думаю, что такой исход возможен с 60-ти процентной вероятностью.
3. Треть голосующих утверждает, что программы нужно сворачивать частично и немедленно, или хотя бы к концу лета. Дебаты приводят к тому, что в текст сопроводительного заявления вносятся значительные изменения, говорящие о возможном сворачивании программ в августе или в сентябре. За это процентов 20.
4. ФРС прямо на заседании комитета заявляет об уменьшении объёмов покупок MBS и заявляет о постепенном сворачивании программ на следующих заседаниях. Около 20-ти%.
Как поведёт себя при этом рынок, тот же S&P500, я думаю ясно. В случае явных намёков на сокращение стимулирования будет снижение. Не будет намёков - подрастёт. В случае варианта, в котором отключение программ произойдёт ближе к концу года - вариант неопределённости, но скорее всего, при первоначальной отрицательной реакции возможен дальнейший рост, потому что до конца года денег будет влито как минимум полтриллиона. Есть на чём подрасти.
Мирошниченко Михаил (consortium)
Примечания.
— Обзоры не являются рекомендациями к торговым операциям.
— Прежде чем делать выводы по конкретной статье, загляните в предыдущие, может быть там есть объяснение моих действий сегодня.