Рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило долгосрочный кредитный рейтинг железнодорожной корпорации "Казахстан Темир Жолы" (КТЖ) с "ВВ" до "ВВ+", сообщается в поступившем в МФД-ИнфоЦентр пресс-релизе S&P. Пересмотру рейтинга предшествовал детальный анализ производственного и финансового профиля компании вслед за повышением суверенного рейтинга республики Казахстан (по обязательствам в иностранной валюте: BB+/Стабильный/B; по обязательствам в национальной валюте: ВВВ-/Стабильный/А-3) 28 мая 2003 г.
Как отмечает S&P, кредитный рейтинг КТЖ, вертикально интегрированной железнодорожной монополии Казахстана, отражает неопределенность, связанную с грядущими изменениями системы тарифного регулирования, высокие потребности инвестирования, а также возможные последствия реструктуризации отрасли, в том числе угрозу конкуренции в отдельных сегментах бизнеса КТЖ. Влияние этих факторов на данном уровне кредитного рейтинга компенсируется тем, что группа КТЖ полностью принадлежит государству и имеет стратегическую значимость для национальной экономики, занимает доминирующее положение на рынках грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок в Казахстане, а также продолжающимся улучшением коммерческих показателей группы и относительно низкой долговой нагрузкой.
В 2002 г. доходы КТЖ превысили 1.1 млрд долл. Группа управляет 13600 км железнодорожного полотна, более 1900 локомотивов и до 77000 вагонов. Активы группы также включают в себя ряд ремонтных и обслуживающих предприятий.
Ключевые направления деятельности группы - грузовые перевозки (около 87% выручки) и пассажирские перевозки (около 9% выручки). Прочие доходы генерируются за счет неосновных видов деятельности, таких как водо- и теплоснабжение. Грузоперевозки включают в основном транспортировку угля, руды, нефти и нефтепродуктов. Группа производит до 4.5% национального ВВП и обеспечивает примерно 2% рабочих мест в Казахстане, что еще раз подчеркивает важное значение компании для центрального правительства. Поскольку основой экономики Казахстана является добывающая промышленность, экономика в значительной степени зависит от железных дорог как основного вида транспорта. На долю КТЖ приходится 68% грузооборота и 57% пассажирооборота в Казахстане.
По мнению S&P, развитие трубопроводного и автотранспорта не окажет существенного негативного влияния на рыночные позиции железнодорожного транспорта в Казахстане. Такое влияние в любом случае будет компенсировано развитием новых железнодорожных маршрутов и направлений, в особенности расширением сообщения с Китаем.
В соответствии с планами реструктуризации железнодорожной отрасли Казахстана грузовые и пассажирские перевозки будут постепенно либерализованы. Тем не менее КТЖ сохранится как вертикально интегрированная компания, фокусируя свое внимание на модернизации железнодорожной инфраструктуры и локомотивного парка. Отрасль уже стала доступной для частных перевозчиков. В системе регулирования планируется перейти от установления конечных тарифов к регулированию только "платы за доступ к сети". Методика установления и уровень "платы за доступ к сети" пока до конца не ясны, что представляет собой один из ключевых рисков для КТЖ. Однако, основываясь на опыте предыдущих лет, Standard & Poor's предполагает, что регулирование платы за доступ сети также будет благоприятным и обеспечивающим покрытие издержек компании.
Standard & Poor's ожидает, что в результате либерализации рынка железнодорожных грузоперевозок доля КТЖ в этом сегменте может снизиться до 50% в среднесрочной перспективе. Негативный эффект либерализации на денежные потоки компании, как ожидается, будет компенсирован ростом объема железнодорожных перевозок в целом, а также тем, что за КТЖ как инфраструктурной монополией будет закреплено право сбора "платы за доступ к сети".
Как отмечает S&P, степень износа основных активов довольно высока, что влечет за собой значительные затраты на обслуживание и ремонт. Однако крупномасштабная инвестиционная программа позволит КТЖ улучшить качество активов в более отдаленной перспективе. В ближайшие три года компания планирует потратить около 1 млрд долл. на капитальные вложения, концентрируясь в основном на модернизации железнодорожной инфраструктуры и локомотивного парка.
Правительственная поддержка КТЖ выражается в том, что до 70% совокупной задолженности группы гарантировано государством. Standard & Poor's оценивает влияние тесной связи между КТЖ и правительством в соответствии с критериями, применяемыми к организациям, получающим поддержку от правительства (government-supported entities), и рассматривает КТЖ как компанию, участвующую в реализации экономической политики государства, кредитный рейтинг которой тесно связан с суверенным рейтингом.
Финансовое положение группы остается прочным. Уровень долговой нагрузки относительно низок: отношение операционного денежного потока FFO (до изменения оборотного капитала) к совокупному долгу составило в 2002 г. 145%. Необходимость инвестирования значительных средств в инфраструктуру, скорее всего, повлечет за собой дополнительные заимствования, однако ожидается, что даже в этом случае соотношение FFO и совокупного долга не будет ниже 30%, а показатель обеспеченности нетто процентных расходов FFO останется на уровне выше 10 раз.
По мнению S&P, в настоящее время позиция ликвидности компании не вызывает опасений. По состоянию на 2 октября 2003 г. остатки денежных средств группы составляли 24.7 млрд тенге, что превышает сумму совокупного долга компании.
Стабильный прогноз отражает стабильный прогноз суверенных рейтингов, так как компания тесно интегрирована с центральным правительством. Кроме того, прогноз отражает ожидания Standard & Poor's, что в результате либерализации сегмента грузовых железнодорожных перевозок и изменений в тарифном регулировании не произойдет существенного ухудшения производственного и финансового положения компании. Повышение суверенных рейтингов Казахстана не обязательно приведет к повышению рейтинга KТЖ.
Комментарии отключены.