Конкуренты и аналитики раскритиковали планы развития "АвтоВАЗа"

"АвтоВАЗ" в начале недели обнародовал планы своего развития и свой прогноз развития рынка легковых автомобилей до 2008 г.

Напомним, что, согласно этим планам, ОАО "АвтоВАЗ" планирует величить выручку от реализации в 2004 г. до 115.5 млрд руб. против ожидаемых 105 млрд руб. в текущем году, сообщила компания. В 2005 г. заводом планируется получить выручку от реализации в размере 121.3 млрд руб., в 2006 г. - 127.3 млрд руб., в 2007 г. - 133.7 млрд руб. "АвтоВАЗ" планирует в 2003 г. сократить выпуск товарной продукции на 7% до 97.7 млрд руб. по сравнению с 2002 г. Кроме того, "АвтоВАЗ" планирует в 2003 г. сократить выпуск автомобилей на 4.1% до 690 тыс. машин против 720 тыс. в 2002 г. и 705.571 тыс. автомобилей в 2001 г.

Кроме того, ОАО "АвтоВАЗ" в 2006 г. планирует снять с производства на главном конвейере семейство автомобилей ВАЗ-2110. Согласно стратегии технического развития "АвтоВАЗа" до 2012 г., в рамках обновления модельного ряда предприятия в 2007 г. планируется снять с производства автомобили классической компоновки (сейчас на конвейере представлены моделями ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107). Старые модели планируется заменить рядом новых, в частности, с 2005 г. начнется серийный выпуск автомобиля класса B - ВАЗ-2118 "Калина" (к 2008 г. - планируется выпускать до 220 тыс. таких автомобилей ежегодно). На замену "десятому" семейству в 2007 г. должна прийти модель на новой платформе класса С - ВАЗ-2116. Проектная мощность по выпуску данной модели - 220 тыс. машин в год, на которую планируется выйти к 2010 г. Кроме того, к 2010 г. "АвтоВАЗ" намерен освоить производство автомобиля класса B1 и к 2012 г. довести его производство до 150 тыс. машин в год.

"АвтоВАЗа" полагает, что самым динамичным сегмент автомобилей ценой 6-10 тыс. долл.

"Ведомости", комментируя эти планы и прогнозы "АвтоВАЗа" отмечают, что конкуренты и аналитики в один голос говорят, что "АвтоВАЗ" серьезно ошибается, недооценивая потенциал роста спроса и продаж иномарок дороже 10 тыс. долл.

По данным "АвтоВАЗа", в 2002 г. на его долю пришлось около 47.7% рынка легковых автомобилей (690 000 штук). Сейчас на главном конвейере завода выпускается 13 моделей, в ближайшие годы модельный ряд будет изменен. На 2004 г. намечено начало выпуска ВАЗ-2170 (к 2007 г. их выпуск составит 230 тыс.) , на конец 2004 г. - "Калина" (к 2008 г. - 220 тыс.) , на 2007 г. - ВАЗ-2116 (2010 г. - 220 тыс.) , в 2010 г. новый автомобиль класса В1 придет на смену ВАЗ-2170.

Картина рынка легковых автомобилей (включая иномарки) в 2008 г. , по версии "АвтоВАЗа", выглядит так. Продажи увеличатся с нынешних 1.49 млн до 1.77 млн штук. Наибольший рост спроса компания прогнозирует на автомобили ценовых категорий от 6 тыс. до 8 тыс. долл. (на 44.5% до 591 тыс. штук) , от 8 до 10 тыс. долл. (на 34.8% до 155 тыс. штук) и дороже 10 тыс. долл. (на 20% до 145 тыс. штук). Сегмент дешевых автомобилей стоимостью до 4.5 тыс. долл., наоборот, ожидает спад примерно на 1%. Благодаря этому, делают вывод специалисты автогиганта, структура рынка в 2008 г. радикально изменится: если сейчас более половины продаж приходится на автомобили ценой до 6 тыс. долл., то в 2008 г. 50% и более придется на машины дороже 6 тыс. долл.

Исходя из этих прогнозов, "АвтоВАЗ" собирается сосредоточиться на выпуске моделей в ценовой категории от 6 тыс. долл. и выше. По словам пресс-секретаря председателя совета директоров "АвтоВАЗа" Елены Черновой, это модели "Калина", ВАЗ-2170, который придет на смену "десятке", и ВАЗ-2116.

Конкуренты ВАЗа согласны с ним только в одном: будущее - за более дорогими машинами. Директор по маркетингу компании "Северсталь-авто" Василий Бойцов объясняет это ростом доходов населения, развитием кредитных программ, а также удорожанием производства авто из-за повышения экологических стандартов и улучшения комплектации. Однако Бойцов уверен, что ВАЗ недооценивает потенциал роста спроса и продаж в секторе иномарок дороже 10 тыс. долл., который и будет самым динамичным сегментом рынка. По существу, он уже является таковым в последние два года. Так, по данным компании "Атон", в 2001 г. объем продаж новых иномарок в России составил 78.5 тыс. штук, в 2002 г. - 110.3 тыс., а по прогнозам на 2003 г. , может достигнуть 200 тыс.

Менеджер Ford Motor Company Оксана Хартонюк согласна с выводами Бойцова. По прогнозу ее компании, продажи иномарок в России, большинство из которых стоят более 10 тыс. долл., уже в 2004 г. составят около 238 тыс., а в 2005 г. вырастут до 320 тыс. штук.

На чрезмерно консервативную оценку рынка иномарок "АвтоВАЗом" указывают и аналитики. Аналитик "Атона" Александр Агибалов согласен с прогнозом роста рынка автомобилей, представленным "АвтоВАЗом", однако отмечает, что сегмент машин дороже 10 тыс. вырастет больше, чем планирует автопроизводитель. Елена Сахнова из ОФГ считает, что спрос на машины от 6 тыс. до 8 тыс. долл. будет немного ниже, чем заявлено в прогнозе "АвтоВАЗа", а на машины от 8 тыс. до 10 тыс. долл., напротив, несколько выше. Она также думает, что сегмент машин от 10 тыс. долл. сильно недооценен "АвтоВАЗом".

К тому же, предупреждает Е.Сахнова, планы "АвтоВАЗа" застолбить ценовую нишу в 6-10 тыс. долл. не так-то легко осуществить: эту нишу уже занимают производители недорогих иномарок. Такой же точки зрения придерживаются и дилеры. Представитель группы компаний "Автомир" (является дилером УАЗа, ВАЗа, ГАЗа, "Ижмаша" и восьми иномарок) полагает, что серьезную конкуренцию новым "ВАЗам" составят дешевые Renault X90, Kia, Citroen C2, Huyndai. Он также уверен, что к 2008 г. в стране будет продаваться значительно больше иномарок, нежели рассчитывает "АвтоВАЗ". Он полагает, что продажи автомобилей сегмента 9-12 тыс. долл. только в этом году вырастут на 30%.

Другие новости

Комментарии отключены.